Юноша играет мадригал

В Аполлоновом зале Эрмитажа открыта выставка «Микеланджело Меризи да Караваджо. «Юноша с лютней». К завершению реставрации».

Юноша играет мадригал | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Эта картина - единственное в России произведение великого итальянского художника, жемчужина эрмитажной коллекции. Ее состояние всегда поддерживали на уровне «хорошей сохранности». В этом году картине исполнился 421 год. Практически половину из этих лет она провела в стенах Эрмитажа.

Картина была написана в Риме в 1596 году по заказу маркиза Винченцо Джустиниани, римского аристократа, банкира Ватикана, утонченного ценителя и коллекционера живописи и антиков. Коллекция Джустиниани надолго пережила своего хозяина и просуществовала до наполеоновских войн. В 1808 году она была вывезена из Рима в Париж и готовилась к продаже на аукционе.

Однако картина Караваджо «Юноша с лютней» еще за 4 года до аукциона была отправлена в Петербург. Этот удивительный факт обязан дипломатическим отношениям между Александром I и Наполеоном в первые годы XIX века, которые позволили возобновить покупки картин для императорской галереи.

Большую роль в этой истории сыграли еще два человека. Это Франц Иванович Лабенский, начальник картинного отделения Эрмитажа, который в 1808 году с этой целью был командирован в Париж и в полной мере осознавал важность доверенного ему поручения. С французской стороны приобретению способствовал Доменик Виван Денон - гравер и писатель, основатель и первый директор Лувра, лицо, приближенное к Наполеону. В молодые годы при Екатерине II он 15 лет состоял на дипломатической службе при французском посольстве в Петербурге и был хорошо знаком с картинной галереей Эрмитажа. С 1802 года Денон был генеральным директором музеев Франции, выполняя при этом роль агента русского императорского двора по части приобретения художественных произведений.

Лабенский, пользуясь помощью и советами Денона, оставлял за собой последнее слово в выборе произведений. Таким образом, за два года им было куплено двадцать три картины. В их числе «Юноша с лютней» Караваджо, которая в списке Лабенского значилась: «Портрет молодого человека, играющего на гитаре». В каталоге к аукциону 1812 года эта картина называлась «Амур в образе молодой девушки». Свое название она меняла неоднократно. Но оставался постоянным общепризнанный статус «шедевра первого ряда», как было указано при поступлении в Эрмитаж.

За четыре столетия накопившиеся слои лака и записи исказили авторский замысел произведения. В мае 2015 года картина поступила в эрмитажную лабораторию научной реставрации станковой живописи. Реставрировал ее заведующий лабораторией Виктор Коробов. Многослойное лаковое покрытие убиралось постепенно, небольшими участками от краев к центру, чтобы сохранить тонкую пленку старого лака. Процесс сопровождался подробным технико-технологическим исследованием с помощью современного высокоточного оборудования в отделе научно-технической экспертизы Эрмитажа.

После двухлетней реставрации картина преобразилась, краски стали чище. Можно рассмотреть тончайшие детали, которыми отличается манера письма Караваджо: блики света на вазе, крошечные червоточинки и капли воды на овощах и фруктах, трещинки на музыкальном инструменте - все это воспроизведено на холсте с высочайшим мастерством. Нотная тетрадь подсказывает, какое произведение исполняет молодой человек на лютне - это четыре мадригала Якоба Аркадельта (1539 год), модного в ту пору композитора.

#«Юноша с лютней» #Микеланджело #Эрмитаж

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?