Юноша играет мадригал
В Аполлоновом зале Эрмитажа открыта выставка «Микеланджело Меризи да Караваджо. «Юноша с лютней». К завершению реставрации».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Эта картина - единственное в России произведение великого итальянского художника, жемчужина эрмитажной коллекции. Ее состояние всегда поддерживали на уровне «хорошей сохранности». В этом году картине исполнился 421 год. Практически половину из этих лет она провела в стенах Эрмитажа.
Картина была написана в Риме в 1596 году по заказу маркиза Винченцо Джустиниани, римского аристократа, банкира Ватикана, утонченного ценителя и коллекционера живописи и антиков. Коллекция Джустиниани надолго пережила своего хозяина и просуществовала до наполеоновских войн. В 1808 году она была вывезена из Рима в Париж и готовилась к продаже на аукционе.
Однако картина Караваджо «Юноша с лютней» еще за 4 года до аукциона была отправлена в Петербург. Этот удивительный факт обязан дипломатическим отношениям между Александром I и Наполеоном в первые годы XIX века, которые позволили возобновить покупки картин для императорской галереи.
Большую роль в этой истории сыграли еще два человека. Это Франц Иванович Лабенский, начальник картинного отделения Эрмитажа, который в 1808 году с этой целью был командирован в Париж и в полной мере осознавал важность доверенного ему поручения. С французской стороны приобретению способствовал Доменик Виван Денон - гравер и писатель, основатель и первый директор Лувра, лицо, приближенное к Наполеону. В молодые годы при Екатерине II он 15 лет состоял на дипломатической службе при французском посольстве в Петербурге и был хорошо знаком с картинной галереей Эрмитажа. С 1802 года Денон был генеральным директором музеев Франции, выполняя при этом роль агента русского императорского двора по части приобретения художественных произведений.
Лабенский, пользуясь помощью и советами Денона, оставлял за собой последнее слово в выборе произведений. Таким образом, за два года им было куплено двадцать три картины. В их числе «Юноша с лютней» Караваджо, которая в списке Лабенского значилась: «Портрет молодого человека, играющего на гитаре». В каталоге к аукциону 1812 года эта картина называлась «Амур в образе молодой девушки». Свое название она меняла неоднократно. Но оставался постоянным общепризнанный статус «шедевра первого ряда», как было указано при поступлении в Эрмитаж.
За четыре столетия накопившиеся слои лака и записи исказили авторский замысел произведения. В мае 2015 года картина поступила в эрмитажную лабораторию научной реставрации станковой живописи. Реставрировал ее заведующий лабораторией Виктор Коробов. Многослойное лаковое покрытие убиралось постепенно, небольшими участками от краев к центру, чтобы сохранить тонкую пленку старого лака. Процесс сопровождался подробным технико-технологическим исследованием с помощью современного высокоточного оборудования в отделе научно-технической экспертизы Эрмитажа.
После двухлетней реставрации картина преобразилась, краски стали чище. Можно рассмотреть тончайшие детали, которыми отличается манера письма Караваджо: блики света на вазе, крошечные червоточинки и капли воды на овощах и фруктах, трещинки на музыкальном инструменте - все это воспроизведено на холсте с высочайшим мастерством. Нотная тетрадь подсказывает, какое произведение исполняет молодой человек на лютне - это четыре мадригала Якоба Аркадельта (1539 год), модного в ту пору композитора.
Комментарии