Юная скрипка с долгой историей

В Большом зале Академической филармонии им. Шостаковича маэстро Юрий Темирканов принял из рук выдающегося музыканта Сергея Крылова скрипку работы одного из известнейших мастеров Габриэля Жебрана Якуба.

Юная скрипка с долгой историей | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Эта скрипка носит на себе герб итальянской Кремоны – города, где родился Монтеверди и создавали свои скрипки Амати, Страдивари, Гварнери. В 1937 году, в год двухсотлетия смерти Страдивари, в Кремоне основали школу скрипичных мастеров. В ней и ныне создаются скрипки для ведущих оркестров и музыкантов мира.

Габриэль Жебран Якуб, родившийся в нашем городе в семье российской виолончелистки и сирийского инженера, учился в этой школе и входит в синдикат скрипичных мастеров, где не более полутора сотен фамилий – своего рода орден.

Мастер рассказал, что создал более двухсот инструментов, каждому дается тайное имя, написанное изнутри скрипки, имена бывают женскими, а бывает, что имя дается мастером в память какого-то то события в собственной жизни или местности, или... в общем, того, что оставило след в душе. Но Габриэль не называет этих имен, потому что считает, что каждая скрипка – это тайная часть его самого.

Юная скрипка для Академического симфонического оркестра Филармонии родилась в этом году – из ели и боснийского клена 30 – 35-летней выдержки. Дерево для скрипки должно быть старым. Петербуржец по рождению, Габриэль многим инструментам дает частичку петербургской души – когда шла реставрация Сената и Синода, ему удалось заполучить кусок двухсотлетней деревянной балки исторического здания. Из этого дерева он делает пружины скрипок – они не видны глазу, но от них во многом зависят звуковые качества инструмента.

Сергей Крылов, сын выдающегося российского скрипичного мастера Александра Крылова, играет на скрипке, созданной отцом в 1994 году. Юная скрипка Габриэля повторила ее размеры и параметры – «кремонезе», или «кремонский Страдивари 1715 года». Сергей Крылов говорит, что по-настоящему скрипка Габриэля раскроет свои звуковые качества примерно через год: «Она замечательная, свежая, новая и не разыгранная, нужно время, чтобы услышать ее полный звук в полном тембровом раскладе».

– Хотелось бы обратиться к людям, которые имеют возможность помогать культуре, – покупайте инструменты, помогайте музыкантам, в частности, этого оркестра, – сказал Крылов. – Это помощь в открытии новых горизонтов музыки.

Традиция дарения инструментов филармоническому оркестру была заложена практически одновременно с основанием прославленного коллектива – уже в 1883 году, через год после создания нового состава, Придворному музыкантскому хору по повелению Александра III были переданы две скрипки и коллекция флейт, принадлежавшие Александру I. Позднее в распоряжение оркестра неоднократно передавались музыкальные инструменты высочайшего класса. Но ныне такой дар – случай уникальный.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 029 (5402) от 19.02.2015.


Комментарии