Юная скрипка с долгой историей
В Большом зале Академической филармонии им. Шостаковича маэстро Юрий Темирканов принял из рук выдающегося музыканта Сергея Крылова скрипку работы одного из известнейших мастеров Габриэля Жебрана Якуба.
ФОТО АВТОРА
Эта скрипка носит на себе герб итальянской Кремоны – города, где родился Монтеверди и создавали свои скрипки Амати, Страдивари, Гварнери. В 1937 году, в год двухсотлетия смерти Страдивари, в Кремоне основали школу скрипичных мастеров. В ней и ныне создаются скрипки для ведущих оркестров и музыкантов мира.
Габриэль Жебран Якуб, родившийся в нашем городе в семье российской виолончелистки и сирийского инженера, учился в этой школе и входит в синдикат скрипичных мастеров, где не более полутора сотен фамилий – своего рода орден.
Мастер рассказал, что создал более двухсот инструментов, каждому дается тайное имя, написанное изнутри скрипки, имена бывают женскими, а бывает, что имя дается мастером в память какого-то то события в собственной жизни или местности, или... в общем, того, что оставило след в душе. Но Габриэль не называет этих имен, потому что считает, что каждая скрипка – это тайная часть его самого.
Юная скрипка для Академического симфонического оркестра Филармонии родилась в этом году – из ели и боснийского клена 30 – 35-летней выдержки. Дерево для скрипки должно быть старым. Петербуржец по рождению, Габриэль многим инструментам дает частичку петербургской души – когда шла реставрация Сената и Синода, ему удалось заполучить кусок двухсотлетней деревянной балки исторического здания. Из этого дерева он делает пружины скрипок – они не видны глазу, но от них во многом зависят звуковые качества инструмента.
Сергей Крылов, сын выдающегося российского скрипичного мастера Александра Крылова, играет на скрипке, созданной отцом в 1994 году. Юная скрипка Габриэля повторила ее размеры и параметры – «кремонезе», или «кремонский Страдивари 1715 года». Сергей Крылов говорит, что по-настоящему скрипка Габриэля раскроет свои звуковые качества примерно через год: «Она замечательная, свежая, новая и не разыгранная, нужно время, чтобы услышать ее полный звук в полном тембровом раскладе».
– Хотелось бы обратиться к людям, которые имеют возможность помогать культуре, – покупайте инструменты, помогайте музыкантам, в частности, этого оркестра, – сказал Крылов. – Это помощь в открытии новых горизонтов музыки.
Традиция дарения инструментов филармоническому оркестру была заложена практически одновременно с основанием прославленного коллектива – уже в 1883 году, через год после создания нового состава, Придворному музыкантскому хору по повелению Александра III были переданы две скрипки и коллекция флейт, принадлежавшие Александру I. Позднее в распоряжение оркестра неоднократно передавались музыкальные инструменты высочайшего класса. Но ныне такой дар – случай уникальный.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 029 (5402) от 19.02.2015.
Комментарии