Юлия Лежнева выступила в Филармонии с новой программой

Виртуозное лирико-колоратурное сопрано Юлия Лежнева выступила в Большом зале Филармонии с новой программой редко исполняемой духовной и инструментальной музыки Перголези, Вивальди и Генделя вместе с барочным ансамблем La voce strumentale под управлением Дмитрия Синьковского.

Юлия Лежнева выступила в Филармонии с новой программой | ФОТО Станислава ЛЕВШИНА/предоставлено пресс-службой Филармонии

ФОТО Станислава ЛЕВШИНА/предоставлено пресс-службой Филармонии

Концерты Юлии Лежневой с некоторых пор переместились со сцены Малого зала Филармонии в Большой. Жгучий интерес к искусству этой эльфически хрупкой певицы охватывает все большее число почитателей. В этом году она дебютировала на барочном фестивале в Байройте в звездном составе вместе с Максом Эмануэлем Ценчичем в концертном исполнении оперы «Полифем» Порпоры.

По признанию певицы, это огромное счастье – быть частью «европейской барочной семьи», она мечтает сохранять этот репертуар как можно дольше. Два основных отделения петербургского концерта Юлия Лежнева посвятила сочинениям, напитанным печалью и скорбью. Музыкальные молитвы Перголези в Salva Regina были обращены к Богородице: «К тебе воздыхаем, скорбя и плача в этой долине слез...». Его на время оттенил редко исполняемый на российской сцене концерт для скрипки ре-мажор «Великий Могол» Вивальди, на столетия утерянный и обнаруженный лишь в 2010 году сотрудником Саутгэмптонского университета Эндрю Вулли в семейном архиве маркизов Лотиан. Завершала первое отделение Gloria Генделя, почти не звучащая в России в силу невероятной виртуозности партии сопрано, полной распевов и юбиляций. Здесь инструментальный ансамбль пел не меньше, чем солистка, вступая с ней в дуэты и трио.

Второе отделение составили кантаты Вивальди «Скорбящие дочери Иерусалима», оплакивающей Христа после распятия, и Nisi Dominus – 126-й псалом о тщетности человеческих усилий без помощи Господа. Голос Юлии Лежневой в этих кантатах удивлял и поражал духовной проницательностью. Певицу не хотели отпускать настолько, что ей пришлось дать и полноценное третье отделение, идеальную композицию которого составили семь бисов. Седьмой Domine Deus из «Глории» Вивальди она вместе с ансамблем исполняли уже при полном освещении зала, который работники Филармонии дали, когда стрелки на часах перевалили за одиннадцать.

Трогательная диспозиция выглядела так, что хоть ее рисуй: дирижер держал свою скрипочку уже на коленях, примостившись на стульчик у клавесина, а контрабас вел импровизационную линию своих басов, словно на джазовом сейшне. И зал был готов слушать еще и еще, настолько пение Лежневой захватило всех своим покоем, умиротворенностью, благодатью – всем тем, чего так не хватает в жизни за стенами Филармонии.

Бесконечно теплые, убаюкивающие интонации, поддержанные баркарольным венецианским ритмом сопровождения этой католической благодарственной молитвы на латыни «Господи Боже, Царю Небесный, Отче всемогущий», дали слушателям еще на одно мгновение вкусить дивной красоты, мягкости и сияния голос. В третьем отделении прозвучали и любимейшие хиты Вивальди и Генделя с головокружительными пассажами. Первым бисом стал щемяще лирический дуэт из «Тамерлана» Генделя, в котором дирижер запел своим фирменным контратенором, в духе барочной риторики признаваясь в любви к фантастической одаренности певице. Между этими медленными номерами и прозвучали подряд две стремительные, как морские ветры, арии – «Два ветра раздирают волной беспокойное море» из «Гризельды» Вивальди и ария Красоты из оратории «Триумф Времени и Разочарования» Генделя. В арии из «Гризельды» Юлия даже пританцовывала, демонстрируя вивальдиевский драйв, заложивший фундамент феномена массового искусства.

В фирменных репетициях на одном звуке, которые подвластны в таком свободном виде только Бартоли и Лежневой, певица показывала универсальность природы человеческого голоса, способного состязаться с любым инструментом. А Красота в своей стремительной арии выступила с философским посланием о том, что Время, «наделенное крылами и косой», неизбежно сметает все на своем пути. Чтобы снять напряжение, Юлия переключила регистр в умиротворенную мажорную арию Наслаждения из «Триумфа Времени и Разочарования» Lascia la spina: «Сорви розу, но не трогай шипы: ты еще успеешь найти боль». Эту арию со скрытым ритмом чаконы или сарабанды знает любой вокалист, но чаще с переводом «Дай мне слезами выплакать горе». Она словно призывает к всемирному прощению, отпуская все грехи.

Еще одним чудом в бисовом отделении стала словно сошедшая с картины Боттичелли «Рождение Венеры» ария Вивальди о ветерках, медленно, но верно навевающих любовное настроение. «Аллилуйя» Порпоры резюмировала бисовое отделение, благословляя благодарную публику на добрый сон.


#филармония #выступление #певцы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (7023) от 05.10.2021 под заголовком «Барочная благодать в БЗФ».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?