Юбилей за дирижерским пультом
Народному артисту России Станиславу Горковенко исполнилось 80 лет. Юбилей маэстро отметил за дирижерским пультом - 30 января в Большом зале Филармонии в исполнении возглавляемого им Губернаторского симфонического оркестра прозвучали проверенные временем и любимые слушателями образцы Золотого фонда русской и советской симфонической музыки.
ФОТО Юрия Белинского
Друзья по-прежнему называют его ласково - Стасик. И в своих воспоминаниях, поздравлениях, пожеланиях в один голос говорят о юбиляре как о человеке легком, светлом, несущем радость.
Полвека музыкальной истории Ленинграда - Петербурга неотделимы от имени Станислава Горковенко. Одаренный от природы, он получил блестящее образование - сначала в Баку, где среди педагогов на факультете хорового дирижирования был Александр Юрлов, затем - в Ленинграде в оперно-симфоническом классе столь же выдающегося мастера Николая Рабиновича.
Десять лет Станислав Горковенко возглавлял оркестр Ленинградского мюзик-холла, с которым объездил полмира. А последние сорок - половину собственной жизни - руководит коллективом, не раз менявшим название: Эстрадно-симфонический оркестр Ленинградского радио, Оркестр имени В. П. Соловьева-Седого, Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга... Однако имя главного дирижера все эти годы остается неизменным. Неоценима роль Горковенко в судьбе ленинградской композиторской школы - он сыграл и записал сочинения едва ли не всех своих современников. Но и классике никогда не изменял.
Для юбилейной программы Станислав Константинович выбрал то, что было ему близко всегда: Чайковский и Мусоргский, Глазунов, Хачатурян и Гаврилин.
У маэстро плавный почерк. «Рассвет на Москве-реке» (вступление к «Хованщине» Мусоргского), «Итальянское каприччио» и «Славянский марш» Чайковского прозвучали как единая элегия, увенчанная эмоциональной кульминацией в конце первого отделения. Концертный вальс Глазунова, сыгранный с изумительной, как бы зашифрованной, кантиленой, перебросил мостик ко второму отделению, где эстафету подхватил XX век. Музыка Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад», фрагменты гаврилинской «Анюты» подтвердили, что оркестр - живой, перспективный, точно реагирующий на волеизъявление лидера... А сам маэстро - в прекрасной форме. Строгий, энергичный, нежный и веселый. Браво!
Комментарии