Юбилей на сцене. Композитор Сергей Плешак - о музыке для детей и опере «Мальчишки»
Петербургский композитор Сергей Плешак отмечает 50-летие. Как и многие творческие люди, отмечает вместе с публикой - концертами, спектаклями, премьерами. Причем не один день, а весь год. Целый ряд музыкальных событий пройдет на сценах Филармонии, Мариинского театра, театра «Буфф», Академической капеллы. В творческом портфеле автора насчитывается более 20 произведений для детского музыкального театра (оперы, мюзиклы, балет), несколько десятков произведений для хора, а также камерная и оркестровая музыка. Сергей ПЛЕШАК рассказал обозревателю «Санкт-Петербургских ведомостей» Зинаиде АРСЕНЬЕВОЙ о том, какой должна быть музыка для детей, как звучит сегодня тема войны, и о новой опере «Мальчишки», которую он написал к 75-летию Победы.
ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА
- Ваш отец Виктор Плешак - автор оратории «Ленинградки», которую он посвятил своей матери и всем женщинам, пережившим блокаду. Есть ли у вас сочинения на военную тему?
- До сих пор не было. Но к 75-летию Победы я сочинил оперу «Мальчишки» - небольшую, одноактную, на час примерно. В основе либретто, написанного Николаем Голем, - повесть Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки». Исполнять ее будут ученики хорового училища имени Глинки, где учились мой отец, мой дядя, мой брат и я сам. Это наша альма-матер. Педагог по вокалу Надежда Добрышевская решила, что детям будет полезно участвовать в музыкальных спектаклях. Да и обучаться вокалу так гораздо интереснее. И в дальнейшей карьере такой опыт пригодится, ведь из училища выходят не только хоровые дирижеры. Некоторые становятся оперными певцами и симфоническими дирижерами.
- Чем привлекло вас именно это произведение?
- Тема войны здесь дается не «в лоб», а более сложно и интересно для детского восприятия. Действие происходит в тылу в маленьком городке. Мальчишки придумывают игру, сказку. И существуют словно в двух мирах - в Советском Союзе, охваченном войной, и в выдуманном - в Синегории. Вымышленные миры сегодня популярны, вспомните только «Властелина колец», «Гарри Поттера» или «Песнь Льда и Огня». Есть в повести и конфликт, он разыгрывается между пионерами и юнгами, которые проходят службу в тылу. С точки зрения музыкальной это хорошо, поскольку можно сыграть на противопоставлении детских голосов (пионеры) и уже юношеских (юнги). Синегория дает возможность ввести в партитуру сказочные мотивы, это очень расширяет образную сферу. Получается музыка, которая может растрогать человека. А это я больше всего ценю в музыке - слезы и мурашки обязательно должны появиться у слушателя. Премьера должна состояться 16 апреля в Зале Прокофьева Мариинского театра.
- А как должна звучать война в музыке? XX век с его двумя страшными мировыми войнами повлиял на искусство. Например, Пауль Клее говорил: «Чем более ужасным становится мир, тем более абстрактным - искусство». Появились экспрессионизм, абстракция. А в музыке?
- ХХ век дал много выразительных средств для выражения ужасов и безумия войны. Никогда до этого диссонансы не использовались в таких количествах. Но, знаете, вокальная музыка, и особенно детская (а я пишу много музыки именно для детей), более консервативна. Она связана с голосом, а это самый натуральный инструмент, который больше всего опирается на законы природы и законы гармонии. Диссонанс может быть использован, конечно, но как отдельная краска, акцент. И я лично в любом случае по своему складу приверженец мелодической музыки. А дети, их мышление, мне кажется, проходят те же стадии, что человечество в целом, - Средние века, Ренессанс, барокко... Сразу постичь авангард дети вряд ли могут.
- Как надо говорить сейчас о войне, чтобы не получалось фальшиво, пафосно?
- Должен быть какой-то другой взгляд. Война отходит все дальше, все меньше людей, для которых она факт личной биографии, все больше тех, для кого - исторический факт. Сейчас эта эпоха от нас отстранилась. Для молодых эта война столь же далека, как война 1812 года. Мне кажется, нужно сегодня рассказывать о человеке, оказавшемся в экстремальной ситуации.
- Вы пишете музыку на заказ. А может ли сегодня композитор прожить только на гонорары за сочинения?
- Скажу вам, что большинство музыкальных сочинений возникло не потому, что композитор захотел их написать, а потому, что появилась такая потребность у исполнителей или у каких-то организаций - церкви, театра. Вот Иоганн Себастьян Бах. Он должен был к каждой воскресной церковной службе писать очередное сочинение.
- В императорской России музыку заказывали, в Советском Союзе - тоже. А сейчас?
- Конечно, сейчас заказы перестали быть нормой, системой. Но они существуют. Заказывают театры, профессиональные и учебные. Заказывают хоровые коллективы, заказывают музыкальные школы.
- Сложно ли писать на заказ? Не приходится подстраиваться под чужие вкусы?
- Нет, несложно. Ведь обычно те, кто заказывает музыку, обращаются именно к тебе не просто так, а примерно понимая, что получат в результате. И я в свою очередь понимаю, для кого пишу, для какого состава, аудитории.
- Для кого сложнее сочинять музыку - для взрослых или для детей?
- Лично мне сложнее для взрослых. Я могу повторить слова композитора Сергея Баневича, который часто говорил, что не знал, как писать для взрослых, поэтому стал сочинять для детей.
Сегодня академическая музыка, и не только музыка, а вообще все искусство, переживает определенный кризис. Но я бы не сказал, что это касается музыки для детей. Дело в том, что специально для детского исполнительства написано очень мало. Это относительно свежий жанр. Но такие произведения необходимы, поскольку никогда еще дети не были так активны в искусстве - и как участники процесса, и как зрители. Взять хотя бы телевизионное шоу «Голос. Дети». Качество исполнения - фантастика, космос. Детское искусство никогда не было на таком высоком уровне.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 044 (6442) от 12.03.2020 под заголовком «Как звучит война».
Комментарии