Йога с Персевалем

У международного фестиваля «Балтийский дом» (он в этом году идет с 3 по 21 октября) помимо театральной еще и образовательная программа. На мастер-классе именитого европейского режиссера Люка Персеваля ученики находились преимущественно в позе лотоса.

Йога с Персевалем | Люк Персеваль категорически запретил фотографировать во время урока. Но и это фото по окончании будет теплым воспоминанием об общении с выдающимся мастером.<br>ФОТО предоставлено «Балтийским домом»

Люк Персеваль категорически запретил фотографировать во время урока. Но и это фото по окончании будет теплым воспоминанием об общении с выдающимся мастером.
ФОТО предоставлено «Балтийским домом»

«У нас Персеваль мастер-класс по йоге дает, приходите». - «Круто, придем, посмотрим». - «Не-е-ет, «посмотреть» он не разрешает, и фотографировать нельзя - можно только участвовать».В 10.30 гибкий (это очевидно) 60-летний господин Персеваль, видом напоминая буддистского монаха, босичком прохаживался по периметру фойе «Балтдома» и рассматривал развешанные по стенам внушительные фото с его спектаклей. Казахи, белорусы, русские - словом, участники фестиваля - переминались возле йоговских ковриков. Больше десяти человек он обычно не берет, в «Балтдоме» решили, что «семнадцать - это почти что десять», и режиссер отнесся с пониманием.

Фламандец Персеваль обязательно перед репетицией занимается с актерами йогой - это известно. К йоге он пришел не от хорошей жизни: однажды так заработался, что очнулся уже под внимательным взором врача и на его вопрос: «Ну и как, голубчик, проходит ваш день?» - отчитался: кофе, сигареты, кофе, сладости, сигареты, кофе, на ночь - жирное. Врач дал понять, что еще пару таких лет - и привет. Тогда Люк Персеваль пересмотрел свои взгляды на жизнь, а заодно на диету и отношение к спорту. Последнее, впрочем, и раньше было уважительным, в юношестве Персеваль готовился к карьере футболиста. Но в футбол одному играть не с руки («с кем играть? когда я работаю, все отдыхают, и наоборот»), а в йоге можно обойтись без поддержки коллектива.

Четко, размеренно господин Персеваль объяснял нам, сидящим в позе лотоса (или ее слабом подобии), зачем в театре йога:

- Для меня главное в театре - актеры. Когда я прихожу в театр, в первую очередь интересуюсь людьми, а не формой постановки, не декорациями. Меня притягивает эта возможность: взглянув на других, открыть себя. Это первое. Второе: как режиссер, я зависим от актеров, от их творческих сил. Но в нашей жизни все время присутствует давление, требование каких-то достижений, а это с творчеством плохо совместимо. Множество исследований показало: творить можно, только когда ты не обязан что-либо делать. Например, очень трудно научить чему-нибудь детей через давление - только через свободное желание и любопытство.

На счастье собравшихся, до позы скорпиона, павлина и прочих хануманасан дело не доходит - мастер исповедует йогу внимания и сосредоточения, то есть «на дыхание». В жизни мы реагируем на происходящее, на то, что видим и слышим, а поскольку эволюцией заточены на выживание, то и настроены реагировать на угрозы.

Актер на сцене - ситуация противоположная, тут не жизнь, а режиссер диктует: ты должен вести себя так и так. «И ты так загружен этими заданиями, что не можешь реагировать. Ты погружен в свои сомнения: что делать, как это играть - и ты скован».

Занятия йогой, по Персевалю - это возвращение способности быть внимательным к себе и происходящему вокруг.

- Когда мы на что-то реагируем, работают два типа нашей нервной системы: симпатическая и парасимпатическая, — поясняет учитель.

Симпатическая реагирует на опасность и помогает нам выживать. «Если сейчас сюда вбегут и закричат «Пожар!», будет функционировать только симпатическая система: сердце забьется быстро, дыхание станет коротким, мы будем резко озираться в поисках выхода». Но эта система активируется не только внешними опасностями, но и из-за особенностей мышления. «До 90% времени мы фокусируемся на каких-то проблемах» и поэтому организм все время в предчувствии угроз: съежился, напрягся. «Наконец, тело, чтобы расслабиться, само создаст ситуацию болезни - например, поднимется температура, и вы уже просто вынуждены лечь и расслабиться».

Парасимпатическая система включается, когда мы выспались, или хорошо поели, или приняли горячую ванну. Но есть трюк, включающий эту благодатную систему без всяких ванн: глубоко вдохнуть и выдохнуть.

- У многих проблемы со сном. Но достаточно 3 - 5 минут очень медленно дышать, сосредоточить внимание на дыхании, считать удары сердца - и через пять минут будешь спать как камень. Потому что тело получило сигнал к расслаблению.

Первый вопрос в работе над персонажем - испытывает ли этот персонаж стресс. Тогда он и дышит по-особенному. Второй вопрос - где в теле фокусируется этот стресс: может, в горле, может, в животе, и от этого многое в образе выстраивается.

...Занимались полтора часа, в основном лежа и дыша глубоко и так старательно, что клонило в сон. Как сказал мастер, после йоги надо дать себе задание на день, чтобы в этом суетливом дерганом мире было ощущение, что ты что-то контролируешь. «Пусть вам заданием на день будет - все делать ме-е-едленно», - произнес Люк Персеваль.

Начальство не в восторге, но задание было выполнено.

#«Балтдома» #йога #Персеваль

Материалы рубрики

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?