Ёлка на обоях. В Северной столице открылась выставка «Новый год в осаждённом Ленинграде»
Выставка (6+) открылась в Музее «Книги блокадного города» (Бассейная ул., 59). Эта история — о ленинградцах, проявивших невероятную силу духа, волю к жизни и веру в победу. Среди уникальных экспонатов — довоенные игрушки, которыми, по словам их дарителей, они украшали свои елки в годы блокады. Но самым главным экспонатом стала елка, нарисованная… на стене.
ФОТО Evelien Van Den Brink on Unsplash
— Нас впечатлил рассказ поэта-блокадника Анатолия Молчанова о том, как семья отмечала приход нового, 1942‑го, года, — говорит заведующая библиотекой «Музей книги блокадного города» Надежда Каширцева. — Новый год всегда связан с ожиданием чуда, и даже в первую блокадную зиму, самую тяжелую, ленинградцы находили силы устроить маленький домашний праздник.
В одном из своих рассказов Анатолий Владимирович вспоминал: поскольку елку было взять неоткуда, его дедушка, веселый и добродушный выдумщик, попросил у него акварельные краски и прямо на стене в комнате нарисовал высокую ветвистую елку. Бабушка стала ворчать, что теперь, мол, испорчены обои, на что дедушка возразил: «Их после войны в музей возьмут. А нам все равно ремонт делать, блокадную копоть смывать». В концы нарисованных ветвей он вбил гвоздики, на них повесили украшения, и нарисованная елка как будто ожила!
Однако самый потрясающий сюрприз ожидал всех впереди: в коробках среди игрушек был найден настоящий клад — большие грецкие орехи и конфеты в ярких фантиках, которые годом ранее вешали на елку. «Тускло горела на столе коптилка, а над ней таинственно отсвечивали стеклянные шары и волшебно белели обертки конфет — настоящих конфет из мирного времени! — вспоминал Молчанов. — Ровно в полночь дедушка торжественно снял их, и мы разделили их поровну. Пустые фантики мы снова повесили на елку»…
— Подобная почти сказочная история не раз повторяется в рассказах других ленинградских детей, — отмечает Каширцева. — Галина Зимницкая вспоминала, что, когда она вспомнила о пастиле в обертках, которой уже несколько лет украшали елку, невероятная сила как будто бы подняла ее с кровати. Драгоценных конфет оказалось пятнадцать штук!..
В конце 1942 года, когда наступил перелом под Сталинградом, когда чувствовалось, что и до прорыва блокады тоже осталось совсем немного, настроение было уже совсем другое, более оптимистичное. В осажденном Ленинграде даже появились, как и до войны, елочные базары. По архивным данным, в декабре 1942 года их было восемь. Спустя год, в конце 1943‑го, их действовало 68, и торговля елочными игрушками шла бойко. Несмотря на обстрелы, было понятно, что врага скоро отбросят от стен города...
Читайте также:
Государственный литературный музей «ХХ век» открыл новое пространство в Ледовом дворце
В Музее обороны и блокады Ленинграда открылась выставка «Ополченцы»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (8064) от 25.12.2025 под заголовком «Елка на обоях».





Комментарии