Японский Бах в филармонии

Японский гитарист Кадзухито Ямасита выступил в Петербурге в Большом зале Филармонии, исполнив все шесть виолончельных сюит И.-С. Баха в собственной обработке. Послушать его собрались гитаристы со всей России.

 Японский Бах в филармонии | Иллюстрация tommaso-lizzu/shutterstock.com

Иллюстрация tommaso-lizzu/shutterstock.com

56-летнего уроженца Нагасаки Кадзухито Ямаситу знают те, кто не понаслышке знаком с искусством игры на гитаре. В Петербурге он выступил впервые, а в России - лишь спустя более 20 лет после единственного концерта в Москве, который был закрытым. За эти годы музыкант не переставал выступать в Европе, тем более в родной Японии, записал много дисков, сделал и исполнил аранжировки таких больших сочинений, как «Картинки с выставки» Мусоргского, «Жар-птица» Стравинского, Девятая симфония «Из Нового Света» Дворжака, основал со своими детьми «Семейный гитарный квинтет» и успел сделать еще много очень хорошего.

Вечер в Большом зале Филармонии оказался идеальным поводом для выявления целевой группы в разделе «музыка для гитары»: больше чем на две трети зал был заполнен мужским населением разных поколений города, страны и немножко мира. Мамы с сыновьями, парочки влюбленных, группки тех, кому за шестьдесят, были готовы слушать японца, кажется, до утра. Концерт начался в восемь, а закончился чуть меньше чем за полчаса до полуночи. Так же, как армия поклонников пианиста Григория Соколова готова слушать своего кумира часами, так и армия гитаристов - Ямаситу. Но японец, кажется, превзошел Соколова, к тому же публика здесь была куда более однородной, состоявшей, похоже, из «технической интеллигенции», которая сегодня «смодулировала» кто в область компьютерных технологий, кто еще куда, где сильно не разбогатеешь, но на жизнь худо-бедно заработаешь.

Все шесть виолончельных сюит Баха укладываются в два часа с небольшим. Но японский гастролер показал, что там, где воцаряется Бах, о суете и спешке не может быть и речи. Он попросил разбить концерт на три части, чтобы в каждой из них сыграть по две сюиты. Плюс антракты, плюс несуетливый настрой музыканта на игру-медитацию. Он не только настраивал инструмент перед каждой сюитой, а то и перед каждым номером, поскольку температура в переполненном зале, вероятно, сильно влияла на изменение строя, но еще настраивался и сам, молчаливо требуя прекращения любого шороха и кашля в зале. Неторопливость движений недвусмысленно говорила о том, что человек готовится к ритуалу (как готовятся к чайной церемонии), словно собирая энергию, поглаживая струны, предельно сосредотачиваясь. Время шло для него совсем не так, как для большинства. Возможно, времени и вовсе не существует.

Кадзухито вышел очень неторопливо, чуть ссутулившись, в рубахе цвета пожелтевшей слоновой кости, сквозь которую просвечивала майка. Было полное ощущение, что на сцене появился персонаж из времени, которое закончилось лет пятьдесят назад. Как только он заиграл, стало ясно, что этот музыкант - плоть от плоти традиционной культуры, культуры канона. Он играл Баха, как его играли давным-давно - без капли заигрывания, с не сегодняшним благородством и строгостью, помноженными еще и на национальные особенности преклонения перед классикой, перед Бахом как богом. Национальный менталитет остро чувствовался в понимании исполнительской практики как бережной передачи традиции.

Первые три сюиты Ямасита исполнил словно не дыша, будто боясь открыть стекло над драгоценным экспонатом, чтобы туда не попал кислород и не случилось окисления. Постепенное «оттаивание» произошло ближе к четвертой сюите. Впрочем, дело и по времени шло к «развязке» - к заключительному, третьему, отделению. Не исключено, что на некоторой зажатости сказывалось и волнение, проявившееся, несмотря на колоссальное мастерство выдающегося гитариста. Все линии баховской полифонии были им тщательно вызвучены, прослушаны, в танцах сюит идеально продумана нюансировка и динамика громкости. Текстура пьес выглядела невероятно чистой, филигранно артикулированной, подобно искусству каллиграфии. Музыка Баха самым парадоксальным образом соединялась с философией Востока.

Струны гитары в изысканнейшей, но строгой интерпретации Кадзухито Ямаситы переливались блеском то арфы, то лютни, то национальных инструментов вроде сямисэна, обретая уникальный объем и воздух. Самый же прорыв произошел в третьем отделении, когда у музыканта будто открылось новое дыхание, появилась наконец свобода. Пятая и шестая сюиты поразили прорывом в другое измерение, с другим кислородом и ощущением абсолютной невесомости. Предыдущим ходом четырех сюит музыкант словно подготовил слушателей так, как готовят воина к истинному прозрению.

#гитарист #Кадзухито Ямасита #Большой зал Филармонии

Материалы рубрики

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.