Японские балерины в поисках совершенства
В ДК им. Горького многие петербургские балетоманы впервые увидели, как исполняют классический балет японские балерины. В программе вечера было два спектакля: хореографический шедевр Мариуса Петипа «Пахита» и новая постановка нашего земляка Владимира Романовского «Кармен».

ФОТО Jack-Q/shutterstock.com
На одной сцене с победительницами японского конкурса Japan Ballet Competetion выступили звезды Мариинского и Михайловского театров: Данила Корсунцев, Игорь Колб, Татьяна Ткаченко, Иван Зайцев, Ирина Кошелева, Анастасия Ломаченкова, Денис Морозов и другие.
На афишах значилось: «Русско-японский балет».
Есть что-то трогательное в том, с каким упорством представители азиатских стран осваивают наши традиции. Их привлекает русская классическая школа, и педагоги петербургских академий подтверждают, что студенты из Китая и Японии с легкостью овладевают мастерством – в академической живописи или в классическом танце. Немало российских преподавателей дают мастер-классы в Японии. Великая Елена Образцова знала японский язык и в Токийской музыкальной академии делилась секретами оперного пения с певицами из Страны восходящего солнца.
Выступившие в Петербурге японские танцовщицы – лауреаты конкурса Japan Ballet Competetion, который уже три года проходит в восьми городах Японии. Член жюри солист Михайловского театра Денис Морозов и директор конкурса Йоко Ямаширо совместными силами осуществили мечту юных балерин. Из жаркого Токио в прохладный Петербург приехали восемнадцать артисток (мальчиков в этом году на конкурсе было очень мало). Каждая мечтает станцевать спектакль на большой сцене. У них на родине это удается хорошо если один раз в год, а то и раз в два года. Потому что на подготовку балетного спектакля требуется много денег. К тому же балет не пользуется спросом у зрителей Японии. Между тем балетных студий очень много по всей стране. Частные школы открывают японские танцовщики, освоившие мастерство в Европе, лучшие педагоги учились в нашей Академии русского балета. Другое дело, что иностранных студентов принимают в Вагановскую академию только с семнадцати лет, и начальную подготовку они должны получать на родине.
Что же выходит: денег нет, зрителей нет, а желание танцевать есть? И хрупкие японки совсем не думают о славе и гонорарах. Главное, чтобы очередной год подарил хотя бы единственный шанс выйти на сцену и исполнить классический шедевр. Конечно, можно много говорить о том, что главное не результат, а процесс. Но тело танцовщицы быстро отвыкает от классики, если долго не тренироваться. Это любая балерина подтвердит. И японские девушки репетируют, совершенствуют мастерство, не зная, когда смогут явить публике свое совершенство. Усилием воли достигнутую гармонию тела и духа.
Изначально планировали станцевать в Петербурге только grand pas из балета «Пахита» в хореографии Мариуса Петипа. Но удача снова улыбнулась японским девушкам. Денис Морозов, который репетировал с ними в Японии, и директор творческого объединения «Петербургские сезоны» Ирина Харламова решили задействовать их в спектакле «Кармен» – новой версии «Кармен-сюиты» Жоржа Бизе – Родиона Щедрина, которую поставил Владимир Романовский. Оригинальные костюмы для спектакля создала театральная компания «Радасфера», которая после этой трудоемкой работы даже основала отдельный бренд балетной одежды. А от декораций решили вовсе отказаться – все акценты сделаны на пластике артистов.
Вообще-то этот сложный спектакль, основанный на современной хореографии, был рассчитан только на виртуозных солистов. Но Денис Морозов вместе с присоединившимися к нему солистками Мариинского театра Юлией Махалиной и Натальей Сологуб обучили японских танцовщиц непривычной для них технике. Девушки с задачей справились. Педагоги говорят, они все очень способные. Обожают «Лебединое озеро» Чайковского. «В Японии и в Китае от этой музыки все с ума сходят, приезжая в Россию, ищут в репертуаре театров именно этот балет», – сказал Денис Морозов.
Страсти Кармен юным японкам не так понятны, как страдание влюбленной лебедушки. Но все же они это сделали. Какие у них были счастливые лица, когда петербургские зрители дружно аплодировали. А уж когда преподнесли букеты!..
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (5775) от 29.08.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии