Японские балерины в поисках совершенства

В ДК им. Горького многие петербургские балетоманы впервые увидели, как исполняют классический балет японские балерины. В программе вечера было два спектакля: хореографический шедевр Мариуса Петипа «Пахита» и новая постановка нашего земляка Владимира Романовского «Кармен».

Японские балерины в поисках совершенства  | ФОТО Jack-Q/shutterstock.com

ФОТО Jack-Q/shutterstock.com

На одной сцене с победительницами японского конкурса Japan Ballet Competetion выступили звезды Мариинского и Михайловского театров: Данила Корсунцев, Игорь Колб, Татьяна Ткаченко, Иван Зайцев, Ирина Кошелева, Анастасия Ломаченкова, Денис Морозов и другие.

На афишах значилось: «Русско-японский балет».

Есть что-то трогательное в том, с каким упорством представители азиатских стран осваивают наши традиции. Их привлекает русская классическая школа, и педагоги петербургских академий подтверждают, что студенты из Китая и Японии с легкостью овладевают мастерством – в академической живописи или в классическом танце. Немало российских преподавателей дают мастер-классы в Японии. Великая Елена Образцова знала японский язык и в Токийской музыкальной академии делилась секретами оперного пения с певицами из Страны восходящего солнца.

Выступившие в Петербурге японские танцовщицы – лауреаты конкурса Japan Ballet Competetion, который уже три года проходит в восьми городах Японии. Член жюри солист Михайловского театра Денис Морозов и директор конкурса Йоко Ямаширо совместными силами осуществили мечту юных балерин. Из жаркого Токио в прохладный Петербург приехали восемнадцать артисток (мальчиков в этом году на конкурсе было очень мало). Каждая мечтает станцевать спектакль на большой сцене. У них на родине это удается хорошо если один раз в год, а то и раз в два года. Потому что на подготовку балетного спектакля требуется много денег. К тому же балет не пользуется спросом у зрителей Японии. Между тем балетных студий очень много по всей стране. Частные школы открывают японские танцовщики, освоившие мастерство в Европе, лучшие педагоги учились в нашей Академии русского балета. Другое дело, что иностранных студентов принимают в Вагановскую академию только с семнадцати лет, и начальную подготовку они должны получать на родине.

Что же выходит: денег нет, зрителей нет, а желание танцевать есть? И хрупкие японки совсем не думают о славе и гонорарах. Главное, чтобы очередной год подарил хотя бы единственный шанс выйти на сцену и исполнить классический шедевр. Конечно, можно много говорить о том, что главное не результат, а процесс. Но тело танцовщицы быстро отвыкает от классики, если долго не тренироваться. Это любая балерина подтвердит. И японские девушки репетируют, совершенствуют мастерство, не зная, когда смогут явить публике свое совершенство. Усилием воли достигнутую гармонию тела и духа.

Изначально планировали станцевать в Петербурге только grand pas из балета «Пахита» в хореографии Мариуса Петипа. Но удача снова улыбнулась японским девушкам. Денис Морозов, который репетировал с ними в Японии, и директор творческого объединения «Петербургские сезоны» Ирина Харламова решили задействовать их в спектакле «Кармен» – новой версии «Кармен-сюиты» Жоржа Бизе – Родиона Щедрина, которую поставил Владимир Романовский. Оригинальные костюмы для спектакля создала театральная компания «Радасфера», которая после этой трудоемкой работы даже основала отдельный бренд балетной одежды. А от декораций решили вовсе отказаться – все акценты сделаны на пластике артистов.

Вообще-то этот сложный спектакль, основанный на современной хореографии, был рассчитан только на виртуозных солистов. Но Денис Морозов вместе с присоединившимися к нему солистками Мариинского театра Юлией Махалиной и Натальей Сологуб обучили японских танцовщиц непривычной для них технике. Девушки с задачей справились. Педагоги говорят, они все очень способные. Обожают «Лебединое озеро» Чайковского. «В Японии и в Китае от этой музыки все с ума сходят, приезжая в Россию, ищут в репертуаре театров именно этот балет», – сказал Денис Морозов.

Страсти Кармен юным японкам не так понятны, как страдание влюбленной лебедушки. Но все же они это сделали. Какие у них были счастливые лица, когда петербургские зрители дружно аплодировали. А уж когда преподнесли букеты!..


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (5775) от 29.08.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.