Японские балерины в поисках совершенства

В ДК им. Горького многие петербургские балетоманы впервые увидели, как исполняют классический балет японские балерины. В программе вечера было два спектакля: хореографический шедевр Мариуса Петипа «Пахита» и новая постановка нашего земляка Владимира Романовского «Кармен».

Японские балерины в поисках совершенства  | ФОТО Jack-Q/shutterstock.com

ФОТО Jack-Q/shutterstock.com

На одной сцене с победительницами японского конкурса Japan Ballet Competetion выступили звезды Мариинского и Михайловского театров: Данила Корсунцев, Игорь Колб, Татьяна Ткаченко, Иван Зайцев, Ирина Кошелева, Анастасия Ломаченкова, Денис Морозов и другие.

На афишах значилось: «Русско-японский балет».

Есть что-то трогательное в том, с каким упорством представители азиатских стран осваивают наши традиции. Их привлекает русская классическая школа, и педагоги петербургских академий подтверждают, что студенты из Китая и Японии с легкостью овладевают мастерством – в академической живописи или в классическом танце. Немало российских преподавателей дают мастер-классы в Японии. Великая Елена Образцова знала японский язык и в Токийской музыкальной академии делилась секретами оперного пения с певицами из Страны восходящего солнца.

Выступившие в Петербурге японские танцовщицы – лауреаты конкурса Japan Ballet Competetion, который уже три года проходит в восьми городах Японии. Член жюри солист Михайловского театра Денис Морозов и директор конкурса Йоко Ямаширо совместными силами осуществили мечту юных балерин. Из жаркого Токио в прохладный Петербург приехали восемнадцать артисток (мальчиков в этом году на конкурсе было очень мало). Каждая мечтает станцевать спектакль на большой сцене. У них на родине это удается хорошо если один раз в год, а то и раз в два года. Потому что на подготовку балетного спектакля требуется много денег. К тому же балет не пользуется спросом у зрителей Японии. Между тем балетных студий очень много по всей стране. Частные школы открывают японские танцовщики, освоившие мастерство в Европе, лучшие педагоги учились в нашей Академии русского балета. Другое дело, что иностранных студентов принимают в Вагановскую академию только с семнадцати лет, и начальную подготовку они должны получать на родине.

Что же выходит: денег нет, зрителей нет, а желание танцевать есть? И хрупкие японки совсем не думают о славе и гонорарах. Главное, чтобы очередной год подарил хотя бы единственный шанс выйти на сцену и исполнить классический шедевр. Конечно, можно много говорить о том, что главное не результат, а процесс. Но тело танцовщицы быстро отвыкает от классики, если долго не тренироваться. Это любая балерина подтвердит. И японские девушки репетируют, совершенствуют мастерство, не зная, когда смогут явить публике свое совершенство. Усилием воли достигнутую гармонию тела и духа.

Изначально планировали станцевать в Петербурге только grand pas из балета «Пахита» в хореографии Мариуса Петипа. Но удача снова улыбнулась японским девушкам. Денис Морозов, который репетировал с ними в Японии, и директор творческого объединения «Петербургские сезоны» Ирина Харламова решили задействовать их в спектакле «Кармен» – новой версии «Кармен-сюиты» Жоржа Бизе – Родиона Щедрина, которую поставил Владимир Романовский. Оригинальные костюмы для спектакля создала театральная компания «Радасфера», которая после этой трудоемкой работы даже основала отдельный бренд балетной одежды. А от декораций решили вовсе отказаться – все акценты сделаны на пластике артистов.

Вообще-то этот сложный спектакль, основанный на современной хореографии, был рассчитан только на виртуозных солистов. Но Денис Морозов вместе с присоединившимися к нему солистками Мариинского театра Юлией Махалиной и Натальей Сологуб обучили японских танцовщиц непривычной для них технике. Девушки с задачей справились. Педагоги говорят, они все очень способные. Обожают «Лебединое озеро» Чайковского. «В Японии и в Китае от этой музыки все с ума сходят, приезжая в Россию, ищут в репертуаре театров именно этот балет», – сказал Денис Морозов.

Страсти Кармен юным японкам не так понятны, как страдание влюбленной лебедушки. Но все же они это сделали. Какие у них были счастливые лица, когда петербургские зрители дружно аплодировали. А уж когда преподнесли букеты!..


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (5775) от 29.08.2016.


Комментарии