Петербург представит свои образы в центре «Эрмитаж - Выборг»

В выставочном центре «Эрмитаж - Выборг» до середины будущей весны открыта выставка «Санкт-Петербург. Образы города».

Петербург представит свои образы в центре «Эрмитаж - Выборг» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Несколько золоченых шпицев, тонких, словно громоотводы; портики, основание которых едва не уходит под воду; площади с колоннами, теряющимися среди громадных пустых пространств; здания, стоящие не на своем месте, храмы, неведомо отчего перенесенные с вершин греческих гор в лапландские болота и утратившие все свое величие» - таким увидел Санкт-Петербург в 1839 году французский путешественник Астольф де Кюстин.

Петербуржцам всех времен понять его трудно. И очень приятно убедиться своими глазами в том, что был он необъективен. На выставке в выборгском центре Эрмитажа среди прочих экспонатов есть и виды Петербурга 1830 - 1840-х годов. Например, трехчастная панорама Дворцовой площади, сделанная по рисунку Григория Чернецова. Во время установки Александровской колонны художник получил разрешение подняться на леса, откуда и запечатлел корпуса Главного штаба с аркой Славы, Адмиралтейство, окруженное бульваром, Зимний дворец и Малый Эрмитаж. Так вот на этих листах прекрасно видно, что Петербург хорош необычайно - есть в нем и величие, и хрупкость, и классическая стройность.

Всего на этой выставке представлено около 230 экспонатов. Это виды города и картинки с изображениями его типичных обитателей (в том числе прянишника, блинника, кисельника и квасника). Модели памятников и портреты архитекторов.

Есть в витринах и несколько костюмов (камзолы, кафтаны, мундир городового), много памятных знаков (в память открытия Троицкого моста и закладки петербургской соборной мечети, например). Есть книги о Петербурге и мемориальные предметы из «Токарни» Петра I.

Основа экспозиции - панорамы, сделанные в разное время разными художниками. Они редко выставляются, поскольку длина их иногда очень велика. Пример тому - два семиметровых рулона панорамы Невского проспекта. На одном изображена (отражена) правая сторона, на другом - левая.

Сделана эта панорама по акварели Василия Садовникова (которая сейчас хранится в Русском музее). Точность ее такова, что рассмотреть можно самые мелкие детали - вплоть до вывесок и костюмов горожан. Среди тех, кто прогуливается по Невскому, есть и вполне узнаваемый Александр Сергеевич Пушкин.

Интересно и творение Карла Гампельна - панорама Екатерингофского первомайского гулянья (10 метров узкой бумажной ленты), выполненная в 1824 - 1825 годах. Оказывается, в начале XIX столетия петербуржцы каждый год дружно открывали летний сезон. 1 мая конные и пешие горожане отправлялись в Екатерингофский парк, где их ожидали всевозможные увеселения. От Фонтанки до Обводного канала улицы были запружены народом - пешеходами, колясками, всадниками... Гампельн запечатлел этот праздник и преподнес свою работу, уложенную в изящный футляр, императрице Елизавете Алексеевне.

Для широкой публики существовали другие панорамы - круговые. Их демонстрировали в специально построенных зданиях с особым освещением. Эту разновидность изящных искусств придумал в конце XVIII века английский художник Роберт Баркер, представивший согражданам панорамы Лондона и Эдинбурга.

Круговую панораму Петербурга одним из первых, в 1804 году, нарисовал Фридрих Карл Тилькер. Он построил для нее здание на Малой Морской и там показывал. Потом холст с видами города отправили в подарок китайскому богдыхану, но доехал ли он до Китая, никто не знает.

Для петербуржцев Тилькер создал новый вариант. И не один - панорамы пользовались большим успехом, много путешествовали по разным городам и потому быстро приходили в негодность. Сейчас в Музее истории Петербурга хранится единственная дошедшая до наших дней живописная панорама Тилькера, сделанная им с балкона башни Кунсткамеры во время наводнения 1824 года. А в Эрмитаже - небольшие офорты, выполненные в дополнение. Такие листочки служили чем-то вроде поясняющих этикеток. Выглядят они довольно забавно - земля на них закругляется в самом буквальном смысле слова.

«Взойдет кто на высокое здание, увидит кругом осматривая, якобы плавающия на водах домы... При сем каналы, сады, фонтаны, перспективы... Церквей благоговейное множество, хотя числом старинной столице уступает Петрополь, но красотою превосходит» - так писал о Петербурге Михаил Васильевич Ломоносов. С ним мы спорить не будем.

#выставка #выборг #Эрмитаж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (6318) от 09.11.2018 под заголовком ««Якобы плавающия на водах домы...»».


Комментарии