Главная городская газета

Яблоко с древа познания

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Кусочек Бродвея на Петроградской

Улицу Профессора Попова на Петроградской стороне хотят сделать петербургским аналогом Бродвея. Читать полностью

Выставка «Сокровища Петербурга»

С 26 по 29 октября состоится ювелирная выставка-продажа «Сокровища Петербурга» в особняке Демидова. Читать полностью

Душа оперы

29 октября в 18.00 в Александринском театре состоится гала-концерт II Национальной оперной премии «Онегин». Читать полностью

О 1917-м стоя

Сегодня в Большом зале Филармонии писатель и драматург Эдвард Радзинский выступит с моноспектаклем «Некто 1917», приуроченным, ясное дело, к 100-летию революции. Читать полностью

Что станцует домовой

Сегодня и завтра на исторической сцене Мариинского театра пройдут спектакли Национальной оперы Эстонии. Читать полностью

Икона стиля в желтой кофте

В Театральном музее открылась выставка «Маяковский haute couture: Искусство одеваться». Читать полностью
Реклама
Реклама
Яблоко с древа познания |

В Мраморном дворце открылась выставка классика азербайджанского искусства ХХ века Расима Бабаева (1927 — 2007) из частных собраний Это первый показ работ художника в Петербурге и Русском музее.

Любопытно тем не менее, что Бабаев давно присутствует в музее в виде портрета «Человек, которого не боятся чайки (Расим Бабаев)», созданного в 1969 году Виктором Попковым. На нем изображен художник, делающий карандашные наброски на большом листе бумаги и даже не замечающий, как его окружили любопытные птицы. Возможно, их заинтересовал рисунок Бабаева, но скорее – они рассчитывают подкормиться за счет доброго человека.

Этот портрет был создан через два года после совместной выставки Бабаева и Попкова «Интерграфика», которая состоялась в Берлине. В то время Бабаев много работал как график. В 1955 году он окончил Суриковский институт, но его дипломная картина «Рыбаки» была расценена госкомиссией как «формалистическая» и диплома художник не получил. Позже педагоги пытались исправить ошибку, но уже сам Бабаев диплом не взял. Что, впрочем, не помешало ему активно работать и выставляться в Баку и Москве в 1950 – 1970-е годы.

Впрочем, это единственный биографический сюжет на всей выставке. Ее организаторы – Фонд Гейдара Алиева (Азербайджан) и Фонд Ш. Марджани (Россия) — сознательно отказались от ретроспективности, показа всех периодов творчества художника и прочих академических подробностей.

Бабаев представлен прежде всего как модернист, в работах которого заметно влияние Пикассо, Миро, экспрессионистов. Он использует национальные азербайджанские мотивы, но не педалирует их.

Удачной рифмой портрету, написанному Попковым, стали два поздних автопортрета. На обоих изображен ироничный старик, много видевший на своем веку, не слишком верящий в прогресс, но не утративший надежд на человеческий разум (на снимке).

На графическом портрете, выполненном черной тушью, художник приложил руку к голове – поза мыслителя, смягченная прищуром глаз и усмешкой. В живописном портрете найден точный эквивалент графике – старик в ярком желтом халате и крошечной изумрудного цвета тюбетейке протягивает невидимому собеседнику красный плод. Скорее всего, это яблоко с древа познания.

Очень похожее яблоко изображено на картине «Адам и Ева». Первые люди еще не вкусили его. Между персонажами как символ вечного непонимания поселился див. Это фирменный герой Бабаева, обитатель подземного мира, злой дух, средоточие человеческих эмоций. Так, в картине «Любовь» нежный поцелуй может обернуться злым укусом.

Впрочем, дивы могут быть и добрыми, летать по небу, пить чай из пиалы, оборачиваться детской игрушкой. Дивы из раскрашенного папье-маше напоминают языческих идолов из Африки и Новой Гвинеи. А если див изображен на керамических тарелках, то это почти сувенир, говорящий об ироничном отношении автора к псевдофольклору, подделкам под народное искусство.

Изображения животных замыкают круг. От чаек Попкова к верблюдам Бабаева, то несущим сказочные дары, то тяжело бредущим по пустыне. Совсем тяжела участь «Осла в ночи», бедное животное упало без сил, да еще и темноты явно боится. Но трудягу должен спасти див, дежурящий в «Ночи». Бабаев изобразил его спешащим делать добрые дела.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook