Яблоко с древа познания

В Мраморном дворце открылась выставка классика азербайджанского искусства ХХ века Расима Бабаева (1927 — 2007) из частных собраний Это первый показ работ художника в Петербурге и Русском музее.

Яблоко с древа познания |

Любопытно тем не менее, что Бабаев давно присутствует в музее в виде портрета «Человек, которого не боятся чайки (Расим Бабаев)», созданного в 1969 году Виктором Попковым. На нем изображен художник, делающий карандашные наброски на большом листе бумаги и даже не замечающий, как его окружили любопытные птицы. Возможно, их заинтересовал рисунок Бабаева, но скорее – они рассчитывают подкормиться за счет доброго человека.

Этот портрет был создан через два года после совместной выставки Бабаева и Попкова «Интерграфика», которая состоялась в Берлине. В то время Бабаев много работал как график. В 1955 году он окончил Суриковский институт, но его дипломная картина «Рыбаки» была расценена госкомиссией как «формалистическая» и диплома художник не получил. Позже педагоги пытались исправить ошибку, но уже сам Бабаев диплом не взял. Что, впрочем, не помешало ему активно работать и выставляться в Баку и Москве в 1950 – 1970-е годы.

Впрочем, это единственный биографический сюжет на всей выставке. Ее организаторы – Фонд Гейдара Алиева (Азербайджан) и Фонд Ш. Марджани (Россия) — сознательно отказались от ретроспективности, показа всех периодов творчества художника и прочих академических подробностей.

Бабаев представлен прежде всего как модернист, в работах которого заметно влияние Пикассо, Миро, экспрессионистов. Он использует национальные азербайджанские мотивы, но не педалирует их.

Удачной рифмой портрету, написанному Попковым, стали два поздних автопортрета. На обоих изображен ироничный старик, много видевший на своем веку, не слишком верящий в прогресс, но не утративший надежд на человеческий разум (на снимке).

На графическом портрете, выполненном черной тушью, художник приложил руку к голове – поза мыслителя, смягченная прищуром глаз и усмешкой. В живописном портрете найден точный эквивалент графике – старик в ярком желтом халате и крошечной изумрудного цвета тюбетейке протягивает невидимому собеседнику красный плод. Скорее всего, это яблоко с древа познания.

Очень похожее яблоко изображено на картине «Адам и Ева». Первые люди еще не вкусили его. Между персонажами как символ вечного непонимания поселился див. Это фирменный герой Бабаева, обитатель подземного мира, злой дух, средоточие человеческих эмоций. Так, в картине «Любовь» нежный поцелуй может обернуться злым укусом.

Впрочем, дивы могут быть и добрыми, летать по небу, пить чай из пиалы, оборачиваться детской игрушкой. Дивы из раскрашенного папье-маше напоминают языческих идолов из Африки и Новой Гвинеи. А если див изображен на керамических тарелках, то это почти сувенир, говорящий об ироничном отношении автора к псевдофольклору, подделкам под народное искусство.

Изображения животных замыкают круг. От чаек Попкова к верблюдам Бабаева, то несущим сказочные дары, то тяжело бредущим по пустыне. Совсем тяжела участь «Осла в ночи», бедное животное упало без сил, да еще и темноты явно боится. Но трудягу должен спасти див, дежурящий в «Ночи». Бабаев изобразил его спешащим делать добрые дела.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (5335) от 07.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?