Яблоки легче воды. В особняке Румянцева работает выставка «Непотопляемый»

Выставка (6+) приурочена к 200‑летию и 100‑летию самых больших наводнений, которых за историю Петербурга было 320, в среднем по одному в год. Более 140 экспонатов — картины, рисунки, архивные фотографии, уникальная кинохроника, карты и другие документы из собрания Музея истории Петербурга и Центрального архива кинофотофонодокументов — рассказывают, как горожане переживали стихию в разные времена.

Яблоки легче воды. В особняке Румянцева работает выставка «Непотопляемый»  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Проект начинается с главного экспоната, размещенного на парадной лестнице особняка. Это мраморная доска 1777 года, которая показывает уровни воды во время наводнений 1777 и 1752 годов. Долгое время она находилась под аркой Невских ворот Петропавловской крепости. В середине ХХ века доска пришла в ветхое состояние и отправилась в фонды музея. В 1979 году под аркой появилась копия, там же установлены отреставрированные и воссозданные доски с отметками остальных крупных наводнений — 1824, 1924 и 1975 годов.

Но аура оригинала с трудно читаемыми буквами всегда интереснее. Экспликация дает подсказку: в 1777 и 1752 годах вода в Неве поднималась (в пересчете с футов и дюймов) на 302 и 257 см, соответственно. Современные исследователи наводнений называют другие цифры — 321 и 280 см. Что вполне объяснимо. Точные инструментальные замеры подъема уровня воды начались только в 1878 году. Так что все цифры по более ранним наводнениям получены на основе анализа самых разных источников, в том числе воспоминаний современников.

Прологом к выставке стал выразительный футшток высотой 421 см, это уровень подъема воды в 1824 году во время самого большого наводнения. Вокруг данного объекта размещены литографированные иллюстрации Александ­ра Бенуа к поэме Пушкина «Медный всадник» — «Евгений верхом на льве», «Стрелка Васильевского острова» и другие. Эти иллюстрации считаются эталонными в изобразительной Пушкиниане.

В 1833 году Пушкин направился из Петербурга в Болдино. 20 августа во время остановки в Торжке он отправил жене письмо в Петербург: «Ты помнишь, что от тебя уехал я в самую бурю. Приключения мои начались у Троицкого моста. Нева так была высока, что мост стоял дыбом; веревка была протянута, и полиция не пускала экипажей… Однако переправился через Неву выше и выехал из Петербурга… Что‑то было с вами, петербургскими жителями? Не было ли у вас нового наводнения? Что, если и это я прогулял? Досадно было бы». Речь идет о 17 августа, когда вода поднялась всего на 139 см (наводнение — выше 150 см) и быстро успокоилась. Через два месяца, находясь в Болдине, Пушкин сочинил поэму «Медный всадник». Письмо косвенно подтверждает, что ее замысел появился раньше и Пушкин жалел, что не видел наводнение 1824 года.

Стихия 1903‑го представлена фотографиями Карла Буллы. Наводнение 1924 года — рисунками с натуры, сделанными художниками Александром Вахрамеевым, Александром Ротачом, Николаем Быльевым-Протопоповым на Исаакиевской площади у здания Двенадцати коллегий, у стен Петропавловской крепости, на набережной Мойки. Их дополняет уникальная фотохроника — люди вычерпывают воду из затопленных подвалов после разгула стихии. Сохранилось много любопытных свидетельств о том наводнении. Например, девятилетний Вадим Шефнер, будущий известный ленинградский поэт, вспоминал, что больше всего его впечатлили плывущие по улице яблоки. Преж­де он был уверен, что яблоки тяжелее воды и должны утонуть.

Разгул стихии во второй половине ХХ века показан с помощью многочисленных фотографий. Наводнения научились предсказывать, и для многих ленинградцев (хотя, конечно, не для всех) это было своеобразное приключение, что видно на снимках. Хорошо помню свои подобные ощущения во время наводнений в 1967 и 1975 годах.

Авторская модель Владимира Петровичева «Зайчик, спасшийся от наводнения» (сама скульптура находится на одном из «ледорезов» у Иоанновского моста) стала переходом к финальному разделу выставки — «Дамба». В нем самое интересное — эскизные проекты архитектурного оформления Комплекса защитных сооружений, выполненные в 1974 – 1977 годах известным советским зодчим Александром Жуком и его мастерской № 13 ЛенНИИпроекта. Настоящий гимн ленинградскому модернизму, который остался нереализованным.

Выставка открыта по 2 июня 2025 года.

Читайте также:

На службе российской короне. В ГМЗ «Гатчина» открылась выставка «Кирасиры Ея Величества»

В Парадных залах Музея Академии художеств открылась выставка «Репин. Детали»


#выставка #особняк Румянцева #футшток

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (7811) от 11.12.2024 под заголовком «Яблоки легче воды».


Комментарии