Я делаю то, что он не успел

В Петербурге под одной обложкой переиздали две повести Вадима Фролова — «Что к чему» и «Жернова». Первая была опубликована в журнале «Юность» в 1966 году и сразу привлекла внимание читателей и критики. А «Жернова» стала последней повестью автора, рождавшейся мучительно — Вадим Фролов писал о себе, о своей матери, погибшей в застенках ГУЛАГа. Повесть «Жернова» была впервые опубликована в журнале «Нева», а отдельной книгой вышла лишь в 1994 году, уже после смерти Вадима Фролова.

Я делаю то, что он не успел | ФОТО Shai Halud/shutterstock.com

ФОТО Shai Halud/shutterstock.com

Новую книгу — две повести под одной обложкой — недавно представили в редакции журнала «Звезда», приурочив это событие ко дню рождения писателя — 11 ноября.

«Что к чему» — повесть о взрослении подростка, который оказался, как бы мы сейчас сказали, «в кризисной ситуации»: мать полюбила другого человека и ушла из семьи, оставив мужа, сына и трехлетнюю дочку. Мальчику долго не сообщают, что же на самом деле произошло. Он взрослеет, попадает в различные ситуации, часто неловкие, видит семейные драмы соседей и впервые влюбляется. Вступившись за честь матери, он ввязывается в драку, его исключают из школы, и он сбегает в Сибирь — на поиски мамы. И находит ее на берегу Ангары с человеком, которого она полюбила: «Я видел, как она на него смотрела. Она никогда не смотрела так на отца... А потом... потом она поцеловала его так, как она никогда не целовала отца. И я ушел. Я шел, и слезы капали и капали, и мне было так плохо, как еще никогда не было...».

Повесть «Что к чему» была переведена на множество языков, в США была удостоена почетного диплома ассоциации изучения ребенка, зарубежные критики назвали Фролова «русским Сэлинджером», а у нас был снят фильм «Мужской разговор», где одну из ролей сыграл Василий Шукшин. Вспоминает друг Вадима Фролова Олег Божков, старший научный сотрудник Института социологических исследований РАН, руководитель группы социально-культурных изменений и биографического фонда: «Я ждал эту книгу, но когда прочел, она на меня большого впечатления не произвела. Но в книжку вцепился мой сын, которому тогда было 15, сказав «это мое» и зачитав до дыр, и я понял, что это «книжка без соплей», она честная, лишенная идеологии и морализаторства. Книга и сейчас ничуть не устарела, и написана она живым нормальным языком».

Вдова Вадима Фролова петербургская писательница и журналистка Евгения Фролова написала предисловие к книге двух повестей и завершила ее собственным текстом «Осмысление судеб: Иван Калюжный и Роза Рабинович». Когда Фролов, в юности побывавший в тюрьме и ссылке ГУЛАГа, а потом воевавший в Великую Отечественную, писал «Жернова», он не знал ничего о судьбе своего родного отца эсера-эмигранта Ивана Калюжного, которому удалось вырваться из СССР, хотя он был приговорен к расстрелу. Умер Калюжный — художник и автор оригинальных сказок — в 1934 году в Праге, так и не узнав о рождении сына. А Вадим Фролов прибыл в Прагу в середине мая 1945-го и тоже о судьбе отца даже не догадывался. Мать писателя Роза Рабинович была расстреляна, и прах ее покоится на Левашовской пустоши. «Жернова» — это о Ленинграде 1937 года, о Доме политкаторжан, где жила семья Вадима, о ссылке, тюрьме и возвращении юноши в послевоенный Ленинград с фронта. «Я после смерти Вадима Григорьевича делаю то, что он не успел, живу как «за того парня», — говорит Евгения Исаевна. — Он мечтал написать книжку об эсерах, я написала «Гибель идеалистов». А этот текст — дань памяти его отцу и матери».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (5351) от 01.12.2014.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.