XXV международный фестиваль современного танца Open Look завершился в Петербурге трехчастным вечером

Это один из старейших в городе смотров современного танца, в 1999 году придуманный Натальей и Вадимом Каспаровыми. На нем были представлены премьеры театра современного танца «Каннон Данс», которым также управляют Каспаровы, и миниатюра TUÉ — подарок фестивалю от немецкого хореографа Марко Геке.

XXV международный фестиваль современного танца Open Look завершился в Петербурге трехчастным вечером | ФОТО Нины Данилиной/предоставлено пресс-службой дома танца «Каннон Данс»

ФОТО Нины Данилиной/предоставлено пресс-службой дома танца «Каннон Данс»

За 25 лет из частного начинания вырос один из главных российских форумов современного танца, способный привезти главных европейских хореографов, открыть новые имена и поддержать отечественных авторов. В этом году закрытие Open Look продемонстрировало еще одну роль: институции, которая сама производит сильные, запоминающиеся спектакли.

Две из трех постановок финального вечера появились на базе театра танца «Каннон Данс». Это детище Каспаровых также недавно отметило 25‑летие и прошло значительный путь — от мастер-классов до коллектива с постоянной труппой, который входит в состав «Петербург-концерта». На сегодня «Каннон» — компания со своим лицом, самобытным репертуаром и отличными танцовщиками.

Закрывали Open Look две последние на сегодняшний день премьеры коллектива. «Бар. Око», спектакль венгерского хореографа Лоранда Закара, публика увидела весной 2023 года. Премьера «Бессердечности», созданная армянско-немецкой постановщицей Лилит Акопян, была приурочена к фестивалю в Петербурге. При этом постановки позволяют увидеть, какими непохожими могут быть танцовщики «Каннона».

«Бар. Око», следуя названию, опирается на композицию из музыкальных пьес эпохи барокко. Среди них частые гости на танцсцене — такие как «Танец дикарей» из оперы «Галантные Индии» Жан-Филиппа Рамо и «незатертые» сочинения. Каждой части соответствует небольшая ситуация. Лоранд Закар сделал очаровательный, остроумный и изобретательный спектакль, в котором отсылки к барочной пластике перерастают в движения из современного танца. Здесь артисты могут грациозно встать в позу, демонстрируя изящные руки и точеные шеи, — и тут же изогнуться змеей или начать танцевать легкий брейк-данс. Их образы — в «Бар. Око» нет персонажей, но есть характеры — тоже отражают и барочную галантность, и современную психологическую сложность. Музыка прошедших столетий, заложенные в ней эффекты, отсылки к старинным танцам становятся поводом поразмышлять, какую роль сегодня занимает игра, игривость и во что могут играть люди XXI века.

Если «Бар. Око» мимолетен, изощрен и не стремится к серьезности, то «Бессердечность», напротив, приглашает углубиться в человеческую натуру. Лилит Акопян дала танцовщикам «Каннон Данс» задачу, требующую и технической, и артистической подкованности. Ради «Бессердечности» труппа превращается в единый организм. Слаженные и отчетливо механистичные, «неживые» движения здесь — важная часть пластического рисунка. Тела артистов то и дело превращаются в инструменты. Например, согнутые в локтях руки могут энергично ударять вниз — будто опускается какой‑то груз, или резко бить в воздух около грудной клетки. В сопроводительном тексте хорео­граф размышляет о правде и обмане. Танец же на трактовке не настаивает. В нем можно разглядеть и разговор о лишении индивидуальности и поиске себя, и желание обсудить превращение человека из живого существа в средство. Даже название настраивает на поиск: что назвать «бессердечностью», каждый решает сам.

Еще одна часть вечера — маленький номер TUÉ немецкого хореографа Марко Геке, одного из самых востребованных и титулованных авторов в Европе. Его исполнила Лилит Акопян — она работает в Ганноверском балете, который хореограф в последние годы возглавлял. Постановка ­собрала «подписные» элементы стиля Геке. Угловатые, ломаные движения, нервно дрожащие пальцы, сутуло свернутые плечи сочетаются с упруго натянутыми ногами, горделивыми стойками и утонченно-сильными руками-крыльями. Получается и абстрактная, и точно спрограммированная эмоционально работа: сколько бы человека ни ломало, внутри каждого должен найтись красивый «стержень». Идеальная мысль для подарка фестивалю современной хореографии, который 25 лет проторяет дорогу себе и доказывает, что танец важен, интересен и многогранен.


#фестиваль #танцы #премьеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (7486) от 24.08.2023 под заголовком «Четверть века поиска».


Комментарии