XV фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» открылся в нашем городе спектаклем «Отель» пекинской Студии Ли Сина

Россия стала первой на карте мировых гастролей самобытной труппы — за пределами Китая ее артисты ранее не выступали.

XV фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» открылся в нашем городе спектаклем «Отель» пекинской Студии Ли Сина | ФОТО Евгении МАТВИЕНКО/предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО Евгении МАТВИЕНКО/предоставлено пресс-службой фестиваля

В центре программы фестиваля этого года оказалось взаимодействие культур, разных жанров и видов искусства, к чему стремились Сергей Дягилев и его единомышленники. «Отель» в постановке Ли Сина и Ли Чжао, искусно сочетающий национальные мотивы с эстетикой европейского современного танца, — показательный пример в этом плане.

Хореограф Ли Син еще очень молод, как и его труппа. Выпускник Колледжа военной культуры при Оборонном университете Народно-освободительной армии Китая, он несколько лет проработал в армейском ансамбле песни и пляски, принял участие в популярном танцевальном телешоу Dance Smash, а с недавних пор заявил о себе как независимый танцовщик и руководитель собственной компании. «Отель» — первый спектакль цикла «Городское пространство», посвященного исследованию общественных пространств и историй их обитателей.

Идея постановки возникла из опыта насыщенной гастрольной жизни и размышления над укорененной в китайской культуре темой дома: «Я много путешествую, и отели становятся моим «мобильным домом». Дом необязательно должен быть привязан к какому‑то одному, постоянному месту…». Действие спектакля разворачивается в интерьерах безымянной гостиницы. Японский художник Ёхэй Танэда, известный по работе с Квентином Тарантино, создает транзитное, наполненное отзвуками памяти пространство, где границы между публичным и личным призрачны и подвижны. Том Виссер, главный художник по свету Нидерландского театра танца, погружает действие в таинственный полумрак, высвечивая лишь отдельные детали интерьера.

Сюжет в спектакле намечен эскизно и сфокусирован на взаимодействии семи персонажей — постояльцев отеля. Сам хореограф выходит на сцену в роли Профессора, изменяющего жене (Чжан Яшу) с манящей, словно экзотический цветок, Любовницей (Чжан Инь). С ним взаимодействуют сдержанный и задумчивый Менеджер (Вэн Пэйсянь), одержимая порядком Горничная (Ху Цзе), Беременная леди (Вэн Цичжи), влюбленная в потерявшего опору в себе и окружающем мире Пьяницу (Юй Цзяньвэй). Монологи, дуэты и ансамбли героев проявляют скрытое — подавленные желания, нереализованные намерения, иллюзии и страхи, неизжитые травмы.

Постановочная эстетика «Оте­ля» прочно вписана в контекст европейского танцтеатра, обнаруживая образные, стилистические, визуальные отсылки к ряду известных произведений. Это и Shoot the Moon экс-руководителей Нидерландского театра танца Пола Лайтфута и Соль Леон, где в замкнутых пространствах маются от одиночества и тоскуют по большой любви семейные пары. Это и сюрреалистичный мир спектаклей знаменитой бельгийской компании Peeping Tom Габриэлы Карризо и Франка Шартье (в частности, Le Salon и «Потерянная комната»).

Национальное своеобразие проявляется в особом подходе к движению. Его главным качеством становится текучесть, тягучая вязкость пластики, что не мешает каллиграфической четкости позировок и отточенности каждого жеста. Контрасты между экспрессивным, нервно-изломанным телесным языком и замедленно-сом­намбулическими движениями исполнялись артистами с изумительной мягкостью, превращающей танцевальный рисунок в непрерывно развертывающийся пластический поток. Национальные мотивы ненавязчиво вплетены и в музыку спектакля, в электронное звучание которой композитор Лю Тун включил преобразованные тембры национальных инструментов — сяо, шэна, традиционной скрипки, «деревянной рыбы».

Жители отеля пребывают в пограничном состоянии полусна-полуяви: каждый жаждет перемен, каждый желает пробудиться. Символом этих перемен становится вода — важный звуковой и визуальный элемент постановки. Вода врачует тело и душу, обновляет и перерождает. Сначала она шелестящим дождем стекает в глубине сцены, а затем смывает мебель, стены, социальные маски, оставляя героев в изначальном пункте их жизни — «голыми людьми на голой земле». Такой финал отсылает еще к одной знаковой постановке — «Полнолунию» Пины Бауш.

Следующим событием международной программы «Дягилев. P. S.» станет спектакль «Ночь. Архитектура бессонницы» Танцевальной компании Рафаэлы Карраско. Постановка, объединяющая традиционное фламенко и современный танец, уже удостоилась нескольких престижных премий и будет показана в Петербурге и Москве.

Читайте также:

Звезда по имени Цой. В «Севкабеле» открылась выставка «Виктор Цой. Легенда»

В Российском этнографическом музее открылась выставка «Между обычным и волшебным: мир предметов в произведениях А. С. Пушкина»


#фестиваль #спектакль #концерт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2113 (7789) от 12.11.2024 под заголовком «Жажда пробуждения».


Комментарии