Взятие снежного города. В Русском музее открылась грандиозная выставка Василия Сурикова
Как уже знают наши постоянные читатели, масштабная выставка в Корпусе Бенуа приурочена к 175‑летию со дня рождения художника. Уже в первый день ее работы, 1 декабря, был аншлаг, стояли длинные очереди в кассу. Неудивительно: выставка работ Василия Сурикова, великого русского живописца, — первая столь масштабная с 1937 года. Несколько поколений граждан нашей страны не видели творчество этого художника во всей его полноте.
ФОТО предоставлено пресс-службой Русского музея
Сейчас в выставочной анфиладе Корпуса Бенуа можно увидеть 120 работ из собраний различных музеев России. Это не только хрестоматийные полотна, которые знакомы каждому по репродукциям в школьных учебниках — «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Боярыня Морозова», — но и работы менее известные. Например, его живопись на религиозные сюжеты — «Исцеление слепорожденного» (из собрания Московской духовной академии), «Благовещение» (из Красноярского художественного музея). А также эскизы к фрескам в храме Христа Спасителя, написанные на темы Вселенских Никейских соборов. Храм был взорван в 1931 году, сами фрески погибли, а вот эскизы, к счастью, сохранились, и мы можем их видеть.
О сложной, трудоемкой подготовке к выставке, реставрации крупномасштабного полотна «Степан Разин», о прибытии в Петербург «Боярыни Морозовой» мы уже подробно рассказывали на страницах газеты. 30 ноября, накануне открытия выставки для широкой публики, состоялся пресс-показ экспозиции, и петербургские журналисты смогли увидеть легендарные картины воочию. Над городом, над набережной канала Грибоедова в тот день шел снег — и первое впечатление от выставки было тоже связано со снегом. Какой же живой снег у Сурикова! И в трагической «Боярыне Морозовой», и в искрящемся радостью «Взятии снежного городка»! Даже холодом от него веет! Настоящее волшебство…
Все представленные в Корпусе Бенуа картины можно увидеть, рассмотреть, прочувствовать не только в целом, но и в деталях — благодаря продуманному устройству выставки, ее дизайну, архитектуре, освещению, использованию мультимедийных технологий.
— Как только мы поняли, что нужно показать Сурикова так объемно, интересно, захватывающе, мы осознали, что все на этой выставке должно быть впервые. Конечно, это и работа дизайнеров, архитекторов, которые в кратчайшие сроки предложили нам яркие и смелые решения, открытия научных сотрудников, просветительского и мультимедийного направления. Главная идея нашей выставки — воссоздать творческий путь гениального художника и через призму этого значительного явления продемонстрировать многогранный образ исторической России, — подчеркнула на открытии выставки генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
Напротив самых больших работ («Боярыня Морозова», «Степан Разин») стоят удобные скамьи. Посетители надолго засиживаются перед «Боярыней Морозовой», рассматривая ее в мельчайших деталях: тот же снег, его фактуру, рыхлость, влажность, а еще многообразие и яркость орнаментов на платках и душегреях женщин…
Организаторы выставки расположили «Боярыню Морозову» по диагонали зала. Это как бы подчеркивает композицию картины, выстроенную Суриковым диагонально, справа налево и вверх. Взгляд зрителя движется вслед за санями, уносящими Морозову в Боровск. Нас словно затягивает в пространство картины. Мы следуем за санями сквозь снег, сквозь толпу, сквозь разные реакции людей — кто гогочет, а кто сочувствует. От поднятой руки юродивого, который крестится двумя перстами, не боясь поддержать раскольницу, до ее тонкой руки в кандалах, поднятой вверх. К ее черному силуэту, который так выделяется на фоне яркой толпы. И к горящему яростью взгляду, который, кажется, вот-вот растопит снег.
Так же, диагональным расположением подчеркивается движение в другом знаменитом полотне Сурикова — отреставрированном к выставке «Степане Разине».
Огромное полотно Сурикова «Переход Суворова через Альпы», знакомое всем нам с детства, висит так, что его можно видеть издали, из других залов выставочной анфилады. Здесь впечатляют, словно увиденные впервые, крутизна заснеженной горы и сумасшедшая храбрость самого Суворова и его солдат, которые спускаются (или, скорее, летят?) по отвесной скале в снежную бездну. Подойдя поближе, можно вглядеться в лица солдат. Изображенный в центре чернобровый усач в треуголке сосредоточенно, но без страха, смотрит в пропасть, а два молодых солдата справа белозубо хохочут от азарта… Как не вспомнить Пушкина: «Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю…». А что было делать? Союзники бросили русскую армию. Единственный путь к спасению, которым повел их Суворов, лежал через Альпы, через хребет Паникс…
Еще одно важное для выставки решение организаторов связано с освещением. Сами залы освещены сдержанно, а вот над картинами расположены специальные светильники, которые выделяют изображение. Получается и торжественно, и театрально. Полное соответствие суриковскому стилю, чьи исторические полотна нередко сравнивают с операми — за многофигурность, полифонию, эмоциональность…
Экспозиция в Корпусе Бенуа построена так, что вокруг каждого большого полотна, как спутники вокруг планеты, расположены подготовительные этюды. Можно понаблюдать за процессом работы художника, за тем, как искал он наиболее выразительные типажи, сколько портретов делал ради одного-единственного точного образа. Известна, например, история о том, как художник искал образ боярыни Морозовой: «И как не начну ее лицо — толпа бьет — очень трудно было лицо ее найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было — в толпе терялось». И только когда в селе Преображенском он встретил начетчицу с Урала Анастасию Михайловну, поиски были завершены. «Я с нее написал в садике этюд в два часа. И как вставил ее в картину — она всех победила».
Суриков тщательно воссоздает мир вещей в своих исторических полотнах. Внимание к вещам как свидетелям истории шло у него из детства, от воспоминаний о деревянных сундучках, где мать берегла-хранила старинные сарафаны, душегреи, шитые золотом повойники. Вот и на выставке живописные полотна сопровождаются витринами, в которых выставлены подлинные вещи из богатейшего собрания народного искусства Русского музея. Материальные предметы придают дополнительное измерение, они словно сошли к нам с картин.
Но мало этого: в последнем зале вещи со знаковых картин Василия Сурикова можно увидеть на специально созданной мультимедийной экспозиции. Как рассказала на пресс-показе Мария Гладких, начальник отдела «Виртуальный Русский музей», проект готовили, чтобы обратить особое внимание зрителя на предметный мир, созданный художником, его тщательную проработку. На больших экранах можно увидеть старообрядческие вещи, узорчатые платки, кокошники, душегреи, конскую сбрую, оружие, деревянные наличники, украшавшие окна деревенских домов…
А для детей создана виртуальная забава — можно поиграть на компьютере, пытаясь взять снежный городок. В дни школьных каникул, можно не сомневаться, здесь будет столпотворение!
И в других залах Корпуса Бенуа задействованы современные технологии, позволяющие глубже понять мир картин великого художника. Например, рядом с картиной «Переход Суворова через Альпы» размещена мультимедийная карта похода. Этот трудный маршрут Василий Суриков испытал на себе — прошел его своими ногами от и до. Ради этого ездил в Швейцарию, делал там этюды (часть можно видеть на выставке).
Также на выставке демонстрируется фильм «Понизовая вольница», как бы дополняющий картину Сурикова «Степан Разин». Это первый игровой фильм в истории российского кинематографа, и он предоставлен Русскому музею Госфильмофондом. Кроме того, онлайн-кинозал Русского музея представляет посетителям лекцию искусствоведа Анны Прозоровой «Василий Суриков. Величие исторической живописи». Она подробно знакомит с биографией и творчеством художника, особенностями его художественного метода и подходом к истории.
Привлекает внимание и хронограф: в одном из залов на стендах обозначены события из жизни художника, а в параллель с ними — события, которые в это время происходили в мире. Это помогает увидеть его жизнь во всей полноте, в потоке времени.
На открытии выставки Сурикова в Русском музее побывал знаменитый кинорежиссер и председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков. Он прямой потомок Василия Сурикова — правнук по матери. В одном из залов экспозиции представлено генеалогическое древо рода Суриковых — Кончаловских — Михалковых. Глядя на портрет дочери Сурикова Ольги с куклой, Никита Сергеевич отметил ее сходство со своей внучкой. Ольга, старшая дочь великого художника, вышла замуж за Петра Кончаловского, также ставшего знаменитым художником на рубеже XIX – XX веков.
Выставка Василия Сурикова в Русском музее оставляет огромное впечатление. В своих исторических полотнах художник шел прежде всего от художественного, визуального впечатления и от эмоций. Такое эмоциональное, почти личное отношение к русской истории передается и посетителям этой действительно грандиозной выставки. Это мы стоим в толпе и смотрим на сани, уносящие боярыню Морозову, мы очертя голову скатываемся с крутого альпийского склона вместе с солдатами Суворова, мы играем в снежки и штурмуем снежную крепость. Вместе с персонажами художника мы словно плывем вспять по реке времени и видим все, что происходило много веков назад, воочию.
Выставка продлится до 13 мая.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (7557) от 03.12.2023 под заголовком «Взятие снежного города».
Комментарии