Взнуздав трех китов

С 1992 года, когда свет увидела его первая статья, петербургский литературный критик Никита Елисеев успел посотрудничать с десятками толстых литературных журналов и ежедневных газет, «гламурных» и сетевых изданий, войти в Академию русской современной словесности и редколлегию издательства «Сеанс», написать множество предисловий и послесловий. Не говоря уж о серии телепередач «Точка зрения», которую он вел на канале «100 ТВ». Трудно поверить, что сборник «Против правил», выпущенный издательством «Геликон Плюс», — лишь третья его авторская книга.

Взнуздав трех китов |

Пожалуй, не погрешу против истины, сказав, что автор этой книги один из лучших ныне здравствующих петербургских литературных критиков. Не «литературных журналистов»: мои коллеги по рукам и ногам связаны требованиями актуальности, стреножены принципом «вечером в куплете — утром в газете». Со времен «неистового Виссариона» миссия критика не сводится к тому, чтобы информировать публику о книжных новинках, давать экспертную оценку свежести литературной осетрины или делиться глубоко личными переживаниями, отталкиваясь от некого текста, как прыгун от трамплина. Все это, конечно, тоже уместно, но акцент в критике делается все-таки на вопросах мировоззренческих. Мир четко, резко и выпукло проступает сквозь книжные страницы — как мутный фотоснимок, пропущенный через мощный фильтр. Цель литературного критика — осмыслить, отрефлексировать, оценить этот эффект, и Никита Елисеев в своей области один из ведущих экспертов.

Конечно, в ход тут идут не только книги: Елисеев с равной увлеченностью пишет о воспоминаниях жены и дочери анархиста, авантюриста и советского разведчика Алексея Улановского и об автобиографической прозе Владимира Набокова, о великом «Тарасе Бульбе» Гоголя и о фантастическом памфлете Вячеслава Рыбакова «На будущий год в Москве», о фильмах Квентина Тарантино и Киры Муратовой, о судьбах Александра Житинского, Виктора Топорова, Бориса Стругацкого. Об авторах подзабытых, как Елена Ржевская, и великих, как Томас Манн. О Суворине и Катаеве. Развитый аналитический ум, подкрепленный мощной эрудицией, везде найдет себе пищу. Почему не текущая политика, не экономика? Потому, наверное, что через художественную метафору повседневное раскрывается полнее и глубже, чем при прямолинейной лобовой атаке на действительность, а жизненный опыт, отстоявшийся на страницах мемуаров, чище и прозрачнее горячего факта, подхваченного на лету.

Разумеется, Никите Елисееву не чужды сугубо литературоведческие наблюдения и остроумные публицистические обобщения. Вот он в статье «Тертуллиан и грешники» формулирует главную претензию к барочному стилю, с которой трудно не согласиться: в нагромождении деталей и подробностей часто теряется главное, причем теряется так основательно, что возникает вопрос: а было ли оно вообще?.. Вот, анатомируя творчество Бориса Акунина, между делом проводит водораздел между англосаксонской и немецко-русской детективной традицией. В первой мир логически постижим, а значит, сыщик-интеллектуал способен путем сложных умозаключений вычислить злодея, мысленно разложив реальность на составляющие. Во второй мир иррационален, непредсказуем, и потому кульминацией «немецко-русского детектива», как правило, становится саморазоблачительная исповедь преступника (привет товарищу Вышинскому с его концепцией «чистосердечного признания, царицы доказательств»).

Чувство языка, логичность и образность — вот те три кита, на которых стоит любая художественная проза, в каком бы жанре ни работал автор, будь то традиционный роман, «глянцевая» журналистика или высоколобая литературная критика. Пожалуй, единственное, чего не хватает публицистическим текстам Никиты Елисеева, — это, как ни странно, сюжетности. Не столько умения, сколько желания выстроить внутреннюю интригу, закруглить историю, свести концы с концами, завершить текст звонким афоризмом или неожиданным парадоксом. Мне кажется, это сознательный выбор, более того — нарочитый, демонстративный прием. Любой ударный финал до некоторой степени обесценивает основную часть, низводит до уровня чего-то второстепенного, сугубо инструментального. Никита Елисеев слишком ценит каждый свой тезис, каждую главку, чтобы встраивать их в жесткую иерархию. Ценит настолько, что считает нелишним повторить иногда слово в слово — как в статьях «Философия триллера» и «Желание взлететь», на две трети пересекающихся текстологически.

В выносе на задней стороне обложки Дмитрий Быков перечисляет характерные для Никиты Елисеева «провокативность, парадоксальные ходы, расследования на грани конспирологии, поиск неожиданных связей, внезапных сопоставлений и странных сближений». Слова, безусловно, справедливые, все это мы найдем на страницах сборника «Против правил» в изобилии. Вопрос в другом: стоит ли вообще писать статью, эссе, колонку или рецензию, в которых нет ни первого, ни второго, ни третьего, ни четвертого?

Никита Елисеев. Против правил: Эссе. — СПб.: Геликон Плюс. Издательство Союза писателей Санкт-Петербурга, 2014. — 416 с. — Тир. 500. — ISBN 978-5-93682-974-1.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (5354) от 04.12.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...