Взлет и падение героев эпохи джаза

Бориса Эйфмана нередко называют «хореографом-психоаналитиком». Во многих его балетах – «Дон Кихот», «Красная Жизель», «Роден» – затрагивается тема душевных недугов, трагических ситуаций, когда душа болит, оставаясь, вопреки стариной поговорке, в здоровом теле. Темой психоаналитических изысканий стал и новый балет Up & Down («Вверх и вниз»), основанный на мотивах романа Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна» и поставленный на сборную музыку, куда вошли частично произведения Дж. Гершвина, Ф. Шуберта и А. Берга. Сюжет хореографического полотна – история взлета и падения одаренного врача-психиатра Дика Дайвера, не сумевшего реализовать свой талант и отстоять свое призвание в мире богатства.

Взлет и падение героев эпохи джаза | ФОТО Евгения МАТВЕЕВА

ФОТО Евгения МАТВЕЕВА

На сцене Александринского театра Эйфман подверг исследованию человеческую психику, а человеческий дух – испытанию на прочность. Он задал зрителям целый комплекс изнуряющих, больных вопросов: что такое безумие и где проходит его граница, что такое отчаяние и как ведет себя человек в этом состоянии, если оно длится годами, тем более если он наделен талантом ученого и уязвленной гордостью одиночки. Дик Дайвер в исполнении Олега Габышева – талантливый психиатр, тонкий исследователь душевных недугов пациентов неврологической клиники. Танцовщик создает характер, сотканный из противоречий: благородный и сильный, он одновременно доверчив и беззащитен. Преданный профессии, он словно экспериментирует над своим умом и жизнью, что приводит его в конце концов к физическому и моральному краху.

В партии Николь Уоррен, поначалу пациентки Дайвера, а затем его возлюбленной и жены, выступила Любовь Андреева, создав образ, в котором сочетались две ипостаси героини: переживавшая трагедию инцеста, нуждающаяся во внимании и любви женщина, и властная обладательница миллионного богатства, которая по выздоровлении диктует свои правила жизни, превращающие Дайвера в послушное орудие ее воли.

В первом акте танец Андреевой пронизан зыбкими интонациями, словно на грани сна и пробуждения. Иной рисунок – дерзкий, жесткий – обретает образ Николь во втором акте, где она, оправившись от болезни, относится к Дайверу с презрением, забыв, что именно он даровал ей исцеление. Превосходно владея техникой, Олег Габышев и Любовь Андреева говорят со зрителем метафорами поз, мимики, пластических пауз. Хореограф изобрел для этих героев сложные дуэты, разные по настроению и психологическому состоянию в каждом эпизоде.

Крупным планом высвечивает Иржи Йелинек образ отца Николь – обладателя огромных богатств, который не прочь прикупить для своей дочери личного врача-психиатра. Пачки банкнот, постоянно торчащих из его руки, напоминают рапиру, ударом которой он может уничтожить любого противника.

Роман Дайвера с голливудской звездой Розмэри Хойт воспринимается как его стремление уйти в другой мир – суматоху съемочных площадок и актерских амбиций. Мария Абашова рисует образ кинодивы с изрядной долей юмора. Ее танец создан из голливудских штампов, величественной поступи, да и к своим партнерам она относится, как к параду живых манекенов.

В спектакле возникает дух эпохи. Для хореографа «Век джаза» это короткая передышка между двумя мировыми войнами, когда европейцы с особой остротой ощутили неустойчивость, мимолетность жизни. Стараясь избежать своей «потерянности», они погружаются в круговорот безудержного веселья. Великолепно, с упоением исполняет кордебалет стилизованные версии самбы, свинга, ча-ча-ча, в чем немалая заслуга консультантов Германа Мажирина и Елизаветы Светловой.

Художник спектакля Зиновий Марголин талантливо передал настроение каждой сцены: серое, без окон и дверей, замкнутое пространство клиники, бушующий красками танцующий Париж, раскаленный солнцем пляж. Значительную смысловую роль играет свет: Глеб Фильштинский и Борис Эйфман то заливают сцену ярким светом, то погружают ее в полумрак, то заключают героев в узкое пространство скрещивающихся лучей, словно отгораживая все личное, интимное от ярмарки тщеславия, бушующей за стенами клиники. Ее клиентом и становится Дик Дайвер, охваченный пеленой подступающего безумия.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (5389) от 02.02.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.