Взгляд из ковчега

На днях в гостинице «Эрмитаж» состоялось представление книги Михаила Пиотровского «Для музеев нет табу», выпущенной в свет издательством «Арка». Сборник содержит 50 статей, написанных автором за последние десять лет для рубрики «Взгляд из Эрмитажа», которую он ведет с 2005 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

Взгляд из ковчега | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Это уже третье издание статей, опубликованных в нашей газете. За подготовку первого сборника, в который вошли тексты 2005 – 2009 годов, журналист «Санкт-Петербургских ведомостей» Людмила Леусская была удостоена премии «Музейный олимп». В 2011 году издательство «Золотой лев» выпустило книгу «Взгляд из Эрмитажа», куда вошли публикации 2009 – 2011 годов. И вот теперь издан сборник избранных статей.

В своих статьях директор знаменитого Эрмитажа размышляет не только о значении культуры и месте музеев в современном мире. Он затрагивает многие проблемы, которые волнуют всех нас.

Кто-то сказал, что газета – это всего лишь секундная стрелка на часах вечности. Это верно, но с оговорками. По прошествии лет даже беглые заметки на злобу дня вдруг складываются в картину, которая точно отражает время, эпоху. Кроме того, бывают статьи, которые выходят за рамки фиксации происходящего и предлагают широкий взгляд на события, показывают их связь с прошлым и даже предугадывают, как они могут аукнуться в будущем.

Авторская рубрика Михаила Пиотровского – это взгляд историка и философа, понимающего сложность мира, избегающего однозначных оценок. Разговор на злобу дня почти всегда превращается для него в размышления о самом важном, обретает масштаб и множество дополнительных смыслов. Вместе с Пиотровским читатель может посмотреть на происходящее без гнева и пристрастий, увидеть место события в общем ходе истории. Листая книгу, убеждаешься в способности автора «просчитывать» последствия многих событий. Вот текст, опубликованный в декабре 2006 года, – «Кто победил в Ираке?». Автор пишет о том, что американцы установили контроль над иракской нефтью, что позволит им регулировать цены на нефть. А дальше размышляет о ситуации на Ближнем Востоке, где создаются новые политические конструкции, и о том, что на место светских и умеренных режимов к власти рвутся жесткие фундаменталисты...

В январе 2016-го в России обсуждали «очередь на Серова» в Третьяковке. Вот как откликнулся на это в своей статье автор рубрики «Взгляд из Эрмитажа»: «Идет накопление опыта, но надо понимать: очередь в крупнейших музеях мира будет всегда. Это особенная очередь, в ней нельзя стоять с плохим настроением. Можно причитать по поводу очередей на морозе, а можно использовать ситуацию. Мы постарались, чтобы люди узнали про Главный штаб, увидели там имперское и новое современное искусство...» Пиотровскй убежден: «...в кризисных ситуациях, когда у людей мало денег на развлечения, остается больше времени на культуру. Она, безусловно, будет востребована. Это видно и по международным ситуациям. Когда множество разных связей оборвано, даже политики начинают больше ценить культурные контакты и возможности. Культура не услуга и не развлечение, она – мощнейший воспитательный фактор».

У статей рубрики «Взгляд из Эрмитажа» – прочная популярность. Но бывает стопроцентное попадание темы в нерв времени. Статью «Есть вещи, над которыми не шутят» от 4 февраля 2015 года только на сайте «Санкт-Петербургских ведомостей» просмотрели более 10 тысяч человек. Люди делились ссылками на текст, темой которого стало убийство журналистов парижского издания «Шарли Эбдо», в социальных сетях, активно обсуждали, спорили. Главная мысль текста выражена в заголовке: есть вещи, над которыми шутить нельзя. Никогда. Потому что это нарушает код цивилизации, а за этим следует озверение. Противоядие от подобного – одно: воспитание и культура. Потому что, как сказал однажды на традиционном празднике Эрмитажа «Проводы белых ночей» кинорежиссер Александр Сокуров, давний друг музея, снявший о нем фильм «Русский ковчег»: «Без музеев, без искусства люди превратятся в двуногих животных».

В оформлении книги использованы черно-белые снимки из цикла известного петербургского фотографа Юрия Молодковца «Уединение. Эрмитаж ночью». На презентации книги он рассказал, что сделал их в пустых залах музея, освещенных лишь сиянием луны. В ее свете залы и статуи обретают какую-то призрачность и вневременность, прошлое и настоящее сливаются воедино, великие произведения искусства вступают в диалог друг с другом и со всеми нами.

Редакция «Санкт-Петербургских ведомостей» надеется, что рубрика «Взгляд из Эрмитажа» будет жить и дальше, и благодарит Михаила Борисовича Пиотровского за многолетнее сотрудничество.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (5692) от 28.04.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?