Выйти на нужный уровень

В немецком городе Мюнстере открылась одна из самых необычных периодических выставок современного искусства. Она называется «Скульптурный проект Мюнстера», показывает произведения в общественных пространствах и организуется один раз в десять лет. В те годы, которые заканчиваются на цифру 7.

 Выйти на нужный уровень | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

История «Проекта» началась в 1977 году, нынешний, пятый, можно смело считать юбилеем. Сорок лет назад американский художник Джордж Рики подарил городу кинетическую скульптуру из металла «Три вращающихся квадрата». Жители встретили ее резкой критикой, и тогда сотрудники местного Вестфальского музея искусства и культуры создали «Проект» для показа современных произведений в городском пространстве. Арт-директором фестиваля стал и поныне является Каспер Кениг, куратор петербургской «Манифесты 10».

Важным новшеством стало то, что лучшие работы остаются на улицах и в парках. Это может быть неприметная каменная скамья, как у Дженни Хольцер, или огромный бетонный «почтовый конверт», как у Брюса Наумана. Иногда остаются практичные объекты - детская площадка или автобусная остановка. Постепенно Мюнстер превратился в музей под открытым небом с 40 произведениями. Миру город известен именно своим «Проектом», жители с удовольствием показывают туристам объекты, объясняют, как пройти от одного к другому.

Одним из лучших произведений за все годы стал объект Ильи Кабакова «Глядя вверх, читая слова...», установленный в 1997 году. Издали он похож на большую антенну. Но если лечь под нее на траву, то паутина из проволоки сложится в слова на русском и немецком языках: «Мой дорогой! Когда ты лежишь в траве, запрокинув голову, и вокруг тебя никого нет, ты слышишь только ветер и глядишь в открытое небо - в синеву, где плывут облака, - быть может, это лучшее, что ты делал и видел в своей жизни».

В «Проекте» 2017 года участвуют 36 авторов. Как и 10 лет назад, собственно скульптура продолжает отходить на второй план, уступая все больше места видео, перформансам, дискуссиям. Причем часто в пространствах музея, магазина, то есть в местах с ограниченным доступом. Кураторы Бритта Петерс и Марианна Вагнер считают, что это лучший способ установить диалог между искусством и обществом, обсудить с публикой, какой может быть скульптура в эпоху Интернета.

Возможно, это и так, но предположу и другую причину. Очень сложно художникам конкурировать с тем, что установлено в Мюнстере за предыдущие годы. От нынешнего проекта постоянную прописку в этом городе получат два-три объекта, вряд ли больше.

Назову своих кандидатов. Николь Айзенман создала «Эскиз для фонтана» в виде пяти больших фигур из бронзы и гипса, которые отдыхают у открытого бассейна. Здесь много отсылок к мировому искусству, начиная от изображений римских терм до Сезанна, Родена и Сигала. У единственной стоящей мужской фигуры самодовольного вида из плеча бьет тонкая аэрозольная струйка, пародируя мощные фонтанные комплексы прошлых веков. Автор не возражает, если публика, пришедшая в мюнстерский парк Променад, присоединится к бронзовым отдыхающим.

Джон Найт смонтировал свой почти трехметровый «Уровень» на внешней стене нового здания Вестфальского музея. Это увеличенная копия строительного инструмента, он показывает «ровно» во всех плоскостях. Но в этом и заключается вопрос художника: настоящее искусство - это попытка достигнуть равновесия или, наоборот, выйти из него?

#совренное искусство #периодическая выставка #Мюнстер

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?