2Vtzqv4Hz9U

Выставку «В гармонии с природой» представили в Российском этнографическом музее

В Российском этнографическом музее открылась выставка «В гармонии с природой», которая продолжает Год народного искусства и демонстрирует, как люди, населявшие Евразию, разумно использовали природные ресурсы. Для изготовления одежды использовались дикие растения, рыбья кожа, птичьи перья и другие экзотические для нас материалы. Многие предметы экспонируются впервые.

Выставку «В гармонии с природой» представили в Российском этнографическом музее | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Сейчас набирает популярность экомода как отказ от бездумного потребительства, возвращение уважения к ручному труду, забота о здоровье человека и экологии планеты. Люди, жившие в XIX — начале XX века на огромных просторах Евразии, не слышали таких красивых слов. Для них гармония с природой была естественным условием существования.

Своеобразным эпиграфом к выставке стали два предмета. Узбекский станок чарх-бача для наматывания шелковых нитей устанавливался рядом с емкостью для распаривания коконов шелкопряда. Намотчик ловил нити, продевал в отверстие для естественной склейки в одну нить и наматывал на большое колесо. Также показаны все 11 стадий превращения обычного полена в деревянные башмаки сабо, которые использовались в европейской части России для работы в поле, поскольку не намокали, а также их надевали шахтеры и металлурги.

Сначала публика знакомится с костюмами, сделанными из привычных нам материалов. «Шерстяная малина» — женский наряд из льна, шерсти и шелковых лент. В Рязанской губернии такие носили на второй год после замужества. Многодельность и яркие ткани демонстрировали достаток в доме хозяйки и ее уверенность в себе. Узбекский мужской костюм целиком изготовлен из хлопка. Тонкая хлопчатобумажная ткань давала прохладу летом. Хлопковая вата использовалась как утеплитель для верхней одежды.

Дальше начинается экзотика. Мужской церемониальный халат айнов, живущих на Сахалине, сделан из крапивного полотна. Светлая ткань из волокон крапивы — плотная с красивой выделкой. В сочетании с черным орнаментальным рисунком получается «экомодная» вещь. 

Три женских костюма заслуженно помещены в центр выставки. Нанайки в Приморском крае носили амири — халаты, сделанные из выделанной рыбьей кожи. В холодное время года женщины надевали несколько халатов один на другой, что было показателем достатка.

Женский костюм у каряков Камчатки изготовлен из птичьих шкурок. Для создания камлейки — алеутской праздничной одежды — использовались кишки морских животных. Их тщательно распрямляли и сшивали нитками, вытянутыми из сухожилий кита и других морских животных. Этим нарядам не уступит в изыске и красоте сикэ — свадебный халат нанайской невесты из птичьих перьев.

Но вершина экологичности — костюм от дождя, сделанный из соломы. Такие носили кореянки и корейцы, жившие в Уссурийском крае. Плащ шили из нескольких рядов соломы внахлест, чтобы вода не задерживалась на одежде.

В хозяйстве практичных людей ничего не пропадало. Киргизы использовали для ходьбы по горам обувь, сделанную из конских копыт. Якуты из Сунстарского улуса плели шляпы из конского волоса. Коми-пермяки мастерили картузы из тонких корней деревьев. Но выходя на ответственный промысел, от которого зависел достаток, алеут надевал деревянный головной убор, украшенный усами сивуча и клыком моржа.

Как и подобает большой выставке, она заканчивается вопросительным знаком. Женские деревянные сабо, украшенные резьбой и росписью, были праздничными. Ими отбивали ритм в танце. Но народ, изготовивший эти сабо, остался неизвестен. Этнографам есть над чем поработать.


#выставка #музей #Российский этнографический музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (7196) от 24.06.2022 под заголовком «Костюм человека от дождя».


Комментарии