2Vtzqv4Hz9U

Выставку семи эмоциональных состояний человека представили в ЦВЗ «Манеж»

В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка «Н. Н. Живопись и графика из коллекции Музея искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков». На фоне белых драпировок, среди аккуратно застеленных белых коек показано 135 произведений 125 художников.

Выставку семи эмоциональных состояний человека представили в ЦВЗ «Манеж» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Первые зрители выставки пытались ответить на вопросы, почему картины выставлены на стерильном белом фоне и зачем в пространстве «Манежа» расставлены койки. На один ответ несложен — ничего не должно отвлекать зрителя от созерцания искусства. Что же до «спальных принадлежностей», то Андрей Воронов, художник, автор дизайна выставки, отрицает привязку экспозиции к образу медицинского учреждения и любым другим ассоциациям, которые эта тема может вызвать.

Наша версия появления коек — место для отдыха, куда можно присесть (но не прилечь), чтобы спокойно поразмышлять об увиденном. Цвет и дизайн кроватей выбраны в рифму строгим белым драпировкам на стенах. Впрочем, можно было поискать альтернативы койкам. Ведь на выставке показано в основном ленинградское искусство 1930 – 1980‑х годов. Это времена расцвета парков культуры и отдыха с их непременными «ленинградскими диванами».

«Н. Н.» в названии проекта отсылает к литературной традиции скрывать имена персонажей. Здесь речь об общности ленинградской-петербургской культуры, показе работ самых разных художников. У объединенной кураторской команды из ЦВЗ «Манеж» и Музея искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков (МИСП) была непростая задача. За тридцать лет своего существования МИСП собрал более 4 тысяч произведений 512 авторов. Из них можно было развернуть последовательную историю — ленинградская пейзажная школа, «суровый стиль», левый ЛОСХ, неофициальное искусство… Кураторы предпочли другой путь.

Были выбраны семь эмоциональных состояний человека — надеж­да, радость, смятение и т. д. Выставку составили произведения, которые ярко отражают эти состояния. Но и здесь кураторы решили ничего не навязывать зрителю. Этикетки маркированы линией определенного цвета, без указания, к какой именно эмоции какой цвет относится.

Можно поразгадывать визуальный ребус, но предложу его игнорировать, чтобы уделить больше времени рассматриванию картин. Трогательному пейзажу Алексея Почтенного «Тучкова набережная», ироничному «Парадному автопортрету» Валерия Рабчинского, который изобразил себя в забрызганных краской джинсах и старой жилетке, брутальному полотну Вячеслава Михайлова «Сусанна и старцы» по известному библейскому сюжету.

На персоналию Завена Аршакуни в самом МИСП не попала картина «Праздник» — скромное чаепитие в современном кафе, где на стене находится картина с изображением застолья мудрых горцев. Редко выставляются эскизы Риммы Юношевой для нереализованного проекта оформления ДК им. Ленсовета. Один из них называется «Ансамбль «Нежность». Девушки в длинных белых платьях поют свою задушевную песню в сопровождении трудяги-пианиста, который явно устал от художественной самодеятельности и хочет домой, к семье.

#художники #выставка #Манеж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (7218) от 26.07.2022 под заголовком «В «Манеже» считают койко-места».


Комментарии