Выставка камнерезного искусства открылась в Эрмитаже

Эрмитаж открыл выставку «Глиптика: прошлое и настоящее», на которой представлено около 200 произведений камнерезного искусства.

Выставка камнерезного искусства открылась в Эрмитаже | Изображение Iurii Spod с сайта Pixabay

Изображение Iurii Spod с сайта Pixabay

Синяя спальня Зимнего дворца - один из самых уютных и изысканных залов Эрмитажа. Она похожа на шкатулку для драгоценностей, не случайно здесь часто показывают работы мастеров золотых дел, часовщиков и ювелиров. Резные камни тоже в затененном синими шторами пространстве выглядят превосходно. Они умело подсвечены и, кажется, сами излучают свет.

Сложность в том, что многие из предметов совсем невелики. Для того чтобы рассмотреть каждый (а все они заслуживают внимания), потребуется время и терпение. Не стоит пытаться ускорить процесс. Эту экспозицию надо изучать в подробностях, драгоценность за драгоценностью, тему за темой. Как разбирать фамильные реликвии, каждая из которых напоминает о чем-то дорогом. Только на этот раз воспоминания будут не личными, а общечеловеческими.

Для начала стоит освежить в памяти терминологию. Инталиями называют камни с углубленным изображением (они были известны уже в IV тысячелетии до нашей эры), камеями - с выпуклым (они появились в конце IV - начале III века до нашей эры). И те и другие можно также именовать геммами. Самые первые из них были не только красивы, но и полезны - они служили амулетами и личными печатями. Их могли носить на шнурке, вставлять в перстни.

На этикетке можно увидеть слово «скарабей» или «скарабеоид». Было время, когда инталиям в самом буквальном смысле придавали форму священного жука египтян и даже прорабатывали округлую спинку во всех подробностях. Главное изображение вырезалось на плоской стороне («брюшке»). Такая гемма-скарабей занимает почетное место на выставке - она сделана из сердолика в III веке до нашей эры в Этрурии. Сюжет загадочен - мужчина с деревом в руке.

В разные эпохи популярными поочередно становились самые разные сюжеты - от сценок из античной мифологии до христианских образов, от изображений животных до портретов замечательных людей. Рассматривая резные камни, можно мысленно перечитать мифы и легенды, припомнить биографии.

В одной из витрин инталия с портретом Екатерины Великой, основательницы Эрмитажа, страстно любившей резные камни и собравшей прекрасную коллекцию. Просвещенная императрица изображена в дорожном костюме, резчик не льстит ей, сила образа не в изяществе, а в величии.

Треугольная печать, ручка которой украшена бриллиантами и прихотливо выгнута, хранит память о другой императрице, дочери Петра I, - на горном хрустале вырезан соответствующий вензель. Тяжелая настольная печать из дымчатого кварца - об одной из самых противоречивых фигур русской истории, графе Алексее Андреевиче Аракчееве...

Еще одна тема для размышлений на выставке - мастерство тех, кто создавал вещи, которые до сих пор завораживают; техника и технология, достоинства и недостатки материала.

Несложно заметить, что инталии, как правило, вырезались из одноцветного, прозрачного или полупрозрачного камня. Изображение на них не всегда легко разглядеть (если не сделать с него отпечаток), зато тонкая, нежная красота самого материала неизменно радует глаз. Камеи, напротив, поражают сложностью и живописностью рисунка, высвобожденного мастером из многослойного оникса или агата.

Как объясняет куратор выставки Светлана Кокарева, трудно даже представить себе, насколько сложна эта работа. На создание одной геммы резчик мог потратить месяцы и даже годы, ведь он не отсекал лишнее непосредственно резцом, а использовал наждак, порошок корунда или алмазную пыль, смешивая их с маслом или водой. Смесь покрывала поверхность камня, и мастер порой не видел рисунка, над которым работал.

Неудивительно, что со временем камнерезное искусство, последний всплеск популярности которого приходится на XIX столетие, было почти позабыто. Современные мастера нечасто к нему обращаются, несмотря на то что сумели усовершенствовать технологию и расширить круг возможностей. И все же на выставке в Эрмитаже есть творения наших современников. Это новый виток в жизни древнего искусства.

Читайте также о том, что проблемы современных музеев обсудили за «круглым столом».

#Эрмитаж #выставка #искусство #резьба по камню

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (6444) от 23.05.2019 под заголовком «Резные камни излучают свет».


Комментарии