Выставка камнерезного искусства открылась в Эрмитаже

Эрмитаж открыл выставку «Глиптика: прошлое и настоящее», на которой представлено около 200 произведений камнерезного искусства.

Выставка камнерезного искусства открылась в Эрмитаже | Изображение Iurii Spod с сайта Pixabay

Изображение Iurii Spod с сайта Pixabay

Синяя спальня Зимнего дворца - один из самых уютных и изысканных залов Эрмитажа. Она похожа на шкатулку для драгоценностей, не случайно здесь часто показывают работы мастеров золотых дел, часовщиков и ювелиров. Резные камни тоже в затененном синими шторами пространстве выглядят превосходно. Они умело подсвечены и, кажется, сами излучают свет.

Сложность в том, что многие из предметов совсем невелики. Для того чтобы рассмотреть каждый (а все они заслуживают внимания), потребуется время и терпение. Не стоит пытаться ускорить процесс. Эту экспозицию надо изучать в подробностях, драгоценность за драгоценностью, тему за темой. Как разбирать фамильные реликвии, каждая из которых напоминает о чем-то дорогом. Только на этот раз воспоминания будут не личными, а общечеловеческими.

Для начала стоит освежить в памяти терминологию. Инталиями называют камни с углубленным изображением (они были известны уже в IV тысячелетии до нашей эры), камеями - с выпуклым (они появились в конце IV - начале III века до нашей эры). И те и другие можно также именовать геммами. Самые первые из них были не только красивы, но и полезны - они служили амулетами и личными печатями. Их могли носить на шнурке, вставлять в перстни.

На этикетке можно увидеть слово «скарабей» или «скарабеоид». Было время, когда инталиям в самом буквальном смысле придавали форму священного жука египтян и даже прорабатывали округлую спинку во всех подробностях. Главное изображение вырезалось на плоской стороне («брюшке»). Такая гемма-скарабей занимает почетное место на выставке - она сделана из сердолика в III веке до нашей эры в Этрурии. Сюжет загадочен - мужчина с деревом в руке.

В разные эпохи популярными поочередно становились самые разные сюжеты - от сценок из античной мифологии до христианских образов, от изображений животных до портретов замечательных людей. Рассматривая резные камни, можно мысленно перечитать мифы и легенды, припомнить биографии.

В одной из витрин инталия с портретом Екатерины Великой, основательницы Эрмитажа, страстно любившей резные камни и собравшей прекрасную коллекцию. Просвещенная императрица изображена в дорожном костюме, резчик не льстит ей, сила образа не в изяществе, а в величии.

Треугольная печать, ручка которой украшена бриллиантами и прихотливо выгнута, хранит память о другой императрице, дочери Петра I, - на горном хрустале вырезан соответствующий вензель. Тяжелая настольная печать из дымчатого кварца - об одной из самых противоречивых фигур русской истории, графе Алексее Андреевиче Аракчееве...

Еще одна тема для размышлений на выставке - мастерство тех, кто создавал вещи, которые до сих пор завораживают; техника и технология, достоинства и недостатки материала.

Несложно заметить, что инталии, как правило, вырезались из одноцветного, прозрачного или полупрозрачного камня. Изображение на них не всегда легко разглядеть (если не сделать с него отпечаток), зато тонкая, нежная красота самого материала неизменно радует глаз. Камеи, напротив, поражают сложностью и живописностью рисунка, высвобожденного мастером из многослойного оникса или агата.

Как объясняет куратор выставки Светлана Кокарева, трудно даже представить себе, насколько сложна эта работа. На создание одной геммы резчик мог потратить месяцы и даже годы, ведь он не отсекал лишнее непосредственно резцом, а использовал наждак, порошок корунда или алмазную пыль, смешивая их с маслом или водой. Смесь покрывала поверхность камня, и мастер порой не видел рисунка, над которым работал.

Неудивительно, что со временем камнерезное искусство, последний всплеск популярности которого приходится на XIX столетие, было почти позабыто. Современные мастера нечасто к нему обращаются, несмотря на то что сумели усовершенствовать технологию и расширить круг возможностей. И все же на выставке в Эрмитаже есть творения наших современников. Это новый виток в жизни древнего искусства.

Читайте также о том, что проблемы современных музеев обсудили за «круглым столом».

#Эрмитаж #выставка #искусство #резьба по камню

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (6444) от 23.05.2019 под заголовком «Резные камни излучают свет».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...