Только на сайте

Выставка Кабаковых: назад в будущее

21 апреля в Главном штабе Эрмитажа открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех».

Выставка Кабаковых: назад в будущее  | Фото: Эжена Быкова

Фото: Эжена Быкова

Ретроспектива демонстрирует более 100 различных работ художников-концептуалистов, собранных из частных коллекций и музеев России, Европы и США, включая знаменитые тотальные инсталляции, макеты, живопись и графику. В Петербурге выставка продлится до 29 июля, после чего переедет в Третьяковскую галерею в Москве.

IMG_9993.jpg

Кто такие Кабаковы и зачем знакомиться с их искусством

Фамилия Кабаковых известна, пожалуй, даже тем, кто к современному искусству относится равнодушно – слишком уж крупные это фигуры в российской и зарубежной культуре. Илья Кабаков – представитель московского «романтического концептуализма» и автор жанра тотальных инсталляций. Арнольд Ньюман, например, на своих фотографиях запечатлевал людей в их естественной обстановке: сажал за усыпанный предметами рабочий стол или в любимое кресло среди разбросанной одежды и книг. Примерно тем же занимался и Илья Кабаков, только в советской действительности и не ограничиваясь рамками реальности или формой подачи. Если ему хотелось рассказать о своей матери, он строил целый лабиринт, на стенах которого развешивались рамы с историями из ее жизни. Если решился изобразить Советский Союз, то строил двухэтажную лестницу в небо, соседствующую с красным вагоном, окруженным свалкой. А если уж показывать настоящего романтика, то для этого как минимум нужна целая комната с катапультой и дырой в потолке.

Его Гала, Эмилия Кабакова, помогает художнику в вопросах более земных: помещает работы в музеи и продает их частным коллекционерам. Вот и ретроспективу в России представляет именно она, так как супруг не смог прилететь по состоянию здоровья. Кстати, на вопрос о том, много ли выставляются и продаются работы Кабаковых за рубежом, куратор выставки Дмитрий Озерков заметил, что «нечеловечески много». Им принадлежит рекорд по стоимости проданных работ среди отечественных художников: картина «Номер люкс» в 2004 году ушла за 4,1 млн долларов, а картина «Жук» в 2008 году – за 5,8 млн.

Если абстрактные миллионы вас не сильно впечатляют, сходить на выставку следует хотя бы потому, что Кабаковы – мировые признанные творцы (выставляются в Англии, Франции, Германии, США), флагманы концептуализма и повествователи трогательных историй из жизни простых людей.

IMG_9979.jpg

Нужно ли готовиться к выставке

На встрече в преддверии ретроспективы Эмилия Кабакова заявила, что готовиться к выставке «можно и нужно». На официальном сайте художников представлено много информации, выложено в свободный доступ большое количество книг и каталогов. Кроме того, Эрмитаж подготовил обширную образовательную программу, в рамках которой пройдут лекции, дискуссии, мастер-классы и интеллектуальный марафон.

По субъективным впечатлениям, даже неподготовленному посетителю (такому, который раз в год водит в Эрмитаж приехавших издалека родственников и ни разу не бывал в Эрарте) на экспозиции будет интересно. Во-первых, все работы сопровождают информативные сводки. Во-вторых, даже если читать что-либо лень, творчество четы понятно интуитивно. Оно про человека – такого, как мы с вами. Чуть больше про советского мечтателя и чуть меньше, например, про современного подростка, но все равно про любого из нас. О том, как мы поем в душе, как переживаем за свою работу и будущее, как мечтаем вырваться из обыденности, как придаем большой смысл мелочам, как разбрасываем вещи и гадаем, то ли мы маленькие человечки во Вселенной, то ли венец творения.

Интересно, что произведения Кабаковых работают как бы на два фронта. Для человека, жившего в СССР - это рефлексия, смешанная с ностальгией. Для поколения, выросшего в РФ, и иностранцев – смыслы и чувства совершенно другие. Вообще произведения Кабаковых напоминают, пожалуй, фантасмагоричные картины, которые рисуются нашим воображением в детстве, когда нам рассказывают о чем-то, что мы не видели своими глазами. Немного гиперболы, гротеска и щепотка чудес.

Интересное ощущение возникает при взгляде на портрет супругов. Ты видишь двух простых улыбающихся людей, держащихся друг за друга. И внезапно понимаешь все-все про то, что они делают. О том, что искусство это – про мечты, надежды, маленькие радости жизни, но также про разочарование и тревоги.

IMG_9938.jpg

Какие работы ожидают на ретроспективе

Британская Галерея Тейт совместно с Эрмитажем и Третьяковской галереей на выставке «В будущее возьмут не всех» собрали практически все самые значимые работы Кабаковых. Это, прежде всего, одноименная инсталляция, которой открывается ретроспектива, посвященная вопросам «Кто решает, кому отправиться в будущее?», «А достоин ли я?». Пройдя мимо «Красного вагона» разочарования в советском будущем, мы попадаем в комнату с ранними работами на тему серой и бесперспективной жизни в тисках государственной системы. Мрачноватое начало экспозиции сменяется более романтическим настроением: мы видим «Человека, который улетел в космос из своей комнаты» (точнее, человека как раз и не видим, а вот комнату – да), а также инсталляции «Брюки в углу», «Объекты из его жизни» и «Случай в коридоре возле кухни» о предметах, которые могут рассказать о человеке лучше, чем он сам. Здесь же начинает раскрываться тема маленьких человечков, разместившихся то тут, то там на предметах. Эта тема подробнее развернется в зале «Три ночи», в который попадаешь после длинного лабиринта «Альбом моей матери». Еще серия альбомов из жизни людей ожидает в следующей комнате, где можно присесть и неспешно подивиться историям «10 персонажей». Пройдя интимные и трогательные сцены «Жизнь в шкафу» и «Туалет в углу», оказываешься в предпоследнем зале с поздней живописью, лейтмотивом которой является забвение. Но, как и обещала Эмилия Кабакова, завершается выставка «Встречей с ангелом».

В целом, экспозиция напоминает жизненный путь. Мы творим, сомневаемся и разочаровываемся, мечтаем и задаемся важными вопросами. Позже мы начинаем ценить мелочи, делающие нас счастливыми, больше заботиться о близких и задумываться о глобальном. В финале нас может настигнуть забвение, но оно непременно сменится светлой встречей с ангелом и чем-то бесконечно прекрасным.

IMG_9966.jpg

Вместо очевидного совета сходить на экспозицию

Как справедливо отметил Дмитрий Озерков, эта выставка больше задает вопросы, чем дает на них ответы. Недаром в одном из залов посетителям можно будет, сидя за столом, буквально ответить на ряд вопросов (непростых) от четы Кабаковых, став таким образом героями экспозиции. На вопрос, смогут ли зрители понять все вложенные в работы смыслы, куратор с улыбкой ответил, что в принципе никто и ничего не понимает. И поэтому не нужно стесняться не понимать современное искусство. Почему бы просто не наслаждаться им? 

IMG_9944.jpg

На фото Эмилия Кабакова.
Фото: Эжена Быкова.
#Кабаковы #Эрмитаж #Выставка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.