Только на сайте

Выставка Кабаковых: назад в будущее

21 апреля в Главном штабе Эрмитажа открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех».

Выставка Кабаковых: назад в будущее  | Фото: Эжена Быкова

Фото: Эжена Быкова

Ретроспектива демонстрирует более 100 различных работ художников-концептуалистов, собранных из частных коллекций и музеев России, Европы и США, включая знаменитые тотальные инсталляции, макеты, живопись и графику. В Петербурге выставка продлится до 29 июля, после чего переедет в Третьяковскую галерею в Москве.

IMG_9993.jpg

Кто такие Кабаковы и зачем знакомиться с их искусством

Фамилия Кабаковых известна, пожалуй, даже тем, кто к современному искусству относится равнодушно – слишком уж крупные это фигуры в российской и зарубежной культуре. Илья Кабаков – представитель московского «романтического концептуализма» и автор жанра тотальных инсталляций. Арнольд Ньюман, например, на своих фотографиях запечатлевал людей в их естественной обстановке: сажал за усыпанный предметами рабочий стол или в любимое кресло среди разбросанной одежды и книг. Примерно тем же занимался и Илья Кабаков, только в советской действительности и не ограничиваясь рамками реальности или формой подачи. Если ему хотелось рассказать о своей матери, он строил целый лабиринт, на стенах которого развешивались рамы с историями из ее жизни. Если решился изобразить Советский Союз, то строил двухэтажную лестницу в небо, соседствующую с красным вагоном, окруженным свалкой. А если уж показывать настоящего романтика, то для этого как минимум нужна целая комната с катапультой и дырой в потолке.

Его Гала, Эмилия Кабакова, помогает художнику в вопросах более земных: помещает работы в музеи и продает их частным коллекционерам. Вот и ретроспективу в России представляет именно она, так как супруг не смог прилететь по состоянию здоровья. Кстати, на вопрос о том, много ли выставляются и продаются работы Кабаковых за рубежом, куратор выставки Дмитрий Озерков заметил, что «нечеловечески много». Им принадлежит рекорд по стоимости проданных работ среди отечественных художников: картина «Номер люкс» в 2004 году ушла за 4,1 млн долларов, а картина «Жук» в 2008 году – за 5,8 млн.

Если абстрактные миллионы вас не сильно впечатляют, сходить на выставку следует хотя бы потому, что Кабаковы – мировые признанные творцы (выставляются в Англии, Франции, Германии, США), флагманы концептуализма и повествователи трогательных историй из жизни простых людей.

IMG_9979.jpg

Нужно ли готовиться к выставке

На встрече в преддверии ретроспективы Эмилия Кабакова заявила, что готовиться к выставке «можно и нужно». На официальном сайте художников представлено много информации, выложено в свободный доступ большое количество книг и каталогов. Кроме того, Эрмитаж подготовил обширную образовательную программу, в рамках которой пройдут лекции, дискуссии, мастер-классы и интеллектуальный марафон.

По субъективным впечатлениям, даже неподготовленному посетителю (такому, который раз в год водит в Эрмитаж приехавших издалека родственников и ни разу не бывал в Эрарте) на экспозиции будет интересно. Во-первых, все работы сопровождают информативные сводки. Во-вторых, даже если читать что-либо лень, творчество четы понятно интуитивно. Оно про человека – такого, как мы с вами. Чуть больше про советского мечтателя и чуть меньше, например, про современного подростка, но все равно про любого из нас. О том, как мы поем в душе, как переживаем за свою работу и будущее, как мечтаем вырваться из обыденности, как придаем большой смысл мелочам, как разбрасываем вещи и гадаем, то ли мы маленькие человечки во Вселенной, то ли венец творения.

Интересно, что произведения Кабаковых работают как бы на два фронта. Для человека, жившего в СССР - это рефлексия, смешанная с ностальгией. Для поколения, выросшего в РФ, и иностранцев – смыслы и чувства совершенно другие. Вообще произведения Кабаковых напоминают, пожалуй, фантасмагоричные картины, которые рисуются нашим воображением в детстве, когда нам рассказывают о чем-то, что мы не видели своими глазами. Немного гиперболы, гротеска и щепотка чудес.

Интересное ощущение возникает при взгляде на портрет супругов. Ты видишь двух простых улыбающихся людей, держащихся друг за друга. И внезапно понимаешь все-все про то, что они делают. О том, что искусство это – про мечты, надежды, маленькие радости жизни, но также про разочарование и тревоги.

IMG_9938.jpg

Какие работы ожидают на ретроспективе

Британская Галерея Тейт совместно с Эрмитажем и Третьяковской галереей на выставке «В будущее возьмут не всех» собрали практически все самые значимые работы Кабаковых. Это, прежде всего, одноименная инсталляция, которой открывается ретроспектива, посвященная вопросам «Кто решает, кому отправиться в будущее?», «А достоин ли я?». Пройдя мимо «Красного вагона» разочарования в советском будущем, мы попадаем в комнату с ранними работами на тему серой и бесперспективной жизни в тисках государственной системы. Мрачноватое начало экспозиции сменяется более романтическим настроением: мы видим «Человека, который улетел в космос из своей комнаты» (точнее, человека как раз и не видим, а вот комнату – да), а также инсталляции «Брюки в углу», «Объекты из его жизни» и «Случай в коридоре возле кухни» о предметах, которые могут рассказать о человеке лучше, чем он сам. Здесь же начинает раскрываться тема маленьких человечков, разместившихся то тут, то там на предметах. Эта тема подробнее развернется в зале «Три ночи», в который попадаешь после длинного лабиринта «Альбом моей матери». Еще серия альбомов из жизни людей ожидает в следующей комнате, где можно присесть и неспешно подивиться историям «10 персонажей». Пройдя интимные и трогательные сцены «Жизнь в шкафу» и «Туалет в углу», оказываешься в предпоследнем зале с поздней живописью, лейтмотивом которой является забвение. Но, как и обещала Эмилия Кабакова, завершается выставка «Встречей с ангелом».

В целом, экспозиция напоминает жизненный путь. Мы творим, сомневаемся и разочаровываемся, мечтаем и задаемся важными вопросами. Позже мы начинаем ценить мелочи, делающие нас счастливыми, больше заботиться о близких и задумываться о глобальном. В финале нас может настигнуть забвение, но оно непременно сменится светлой встречей с ангелом и чем-то бесконечно прекрасным.

IMG_9966.jpg

Вместо очевидного совета сходить на экспозицию

Как справедливо отметил Дмитрий Озерков, эта выставка больше задает вопросы, чем дает на них ответы. Недаром в одном из залов посетителям можно будет, сидя за столом, буквально ответить на ряд вопросов (непростых) от четы Кабаковых, став таким образом героями экспозиции. На вопрос, смогут ли зрители понять все вложенные в работы смыслы, куратор с улыбкой ответил, что в принципе никто и ничего не понимает. И поэтому не нужно стесняться не понимать современное искусство. Почему бы просто не наслаждаться им? 

IMG_9944.jpg

На фото Эмилия Кабакова.
Фото: Эжена Быкова.
#Кабаковы #Эрмитаж #Выставка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?