2Vtzqv4Hz9U

Выставка «Русские мастера. Художественные традиции и идеалы» Музея истории религии демонстрирует церковное искусство малых форм

Представлено около ста предметов, выполненных на самых известных ювелирных и ткацких фабриках России в XIX — начале XX века, а также иконы работы иконописцев Мстеры, одного из крупнейших иконописных центров дореволюционной России.

Выставка «Русские мастера. Художественные традиции и идеалы» Музея истории религии демонстрирует церковное искусство малых форм | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В витринах облачения, кадила, лампады, напрестольные Евангелия, кресты, иконы в роскошных окладах. Предметы яркие, дорогостоящие, многие созданы из серебра и золота, декорированы драгоценными камнями. Обычно такие вещи хранятся в Особой кладовой. Многие специально отреставрированы для этого показа.

Проект продолжает рассказ о нео­русском стиле. Начало три года назад положила выставка о храмовом зодчестве, ту же тему отразила экспозиция о Викторе Васнецове, который считается одним из основоположников неорусского стиля.

Возрождение интереса к русской культуре и истории начинается во второй половине XIX века. Художники, архитекторы, мастера декоративно-прикладного искусства, стремясь создать что‑то новое и оригинальное, использовали элементы древнерусской архитектуры, иконописи и народного искусства. Неорусский стиль встречается в церковной архитектуре и религиозной живописи, в православном декоративно-прикладном искусстве.

Церковное искусство рубежа позапрошлого и прошлого веков было вовлечено в общий художественный процесс. Как отмечает автор экспозиции, главный хранитель музея Елена Денисова, каждая отечественная мастерская находилась под влиянием мировой тенденции — стиля модерн. Русский модерн основан на древнерусских образцах. На фабриках П. А. Овчинникова, И. П. Хлебникова, Оловянишниковых, И. П. Сазикова работали талантливые художники и ювелиры. Они осознавали себя не ремесленниками, а творцами церковного искусства, использовали разные материалы и экспериментировали с художественной формой. Киоты украшали с большим изяществом и фантазией, создавая вокруг иконы великолепно отделанный декор. Массивные рамы с христианскими символами и надписями служили продолжением иконы, дополняя ее идейное содержание и художественный образ. Недаром прикладные изделия русских фирм вызывали интерес на международных выставках.

Для выставки вещи отбирались, чтобы четко прослеживался новорусский стиль и модерн. Некоторые предметы показываются впервые, другие были на выставке, посвященной ювелирным фабрикам Петербурга, но в таком контексте представлены впервые.

Значительная часть экспонатов — памятники серебряного дела XIX — начала XX столетия, изготовленные крупными фабриками и мастерскими. Среди наиболее интересных экспонатов: великолепно оформленные иконы Богоматери Иверской начала XX века, киот «Державная Богоматерь», царские врата в стиле модерн, украшенные серебряной чеканкой, пасхальный напрестольный крест и другие предметы.

Стоит обратить внимание на витрину, в которой впервые представлен прошедший реставрацию роскошный саккос. Ткань для пошива облачения духовенства, участвовавшего в коронации Николая II, выполнена на фабрике Сапожникова. Она точно повторяет рисунок ткани, в XVII веке заказанной в Венеции для царской семьи, — золото с серебряными гербовыми орлами. В Оружейной палате хранится облачение митрополита, сшитое из сохранившегося камзола XVII века. Мастера фирмы Сапожникова полностью повторили рисунок ренессансной бархатной ткани, но выполнили его на золотой парче.

Стилевые приемы модерна использовали и иконописцы Мстеры: Алексей Вашуров, братья Сеньковы, Иосиф Чириков. Они создавали иконы в том числе по мотивам произведений Виктора Васнецова и Михаила Нестерова.

Целый зал отдан предметам, созданным по рисункам главного художника фирмы «Товарищество П. И. Оловянишникова Сыновья» Сергея Вашкова. Его работы сравнивали с иконами Андрея Рублева и Симона Ушакова. Художник прожил всего 35 лет, но успел многое. Он создал новый художественный язык в дизайне прикладных предметов и церковной архитектуре. Вашков считал, что церковные предметы наполнены духовностью, но они должны восхищать взор. Он возглавлял художественный центр фирмы с 1901-го по 1911 год, разместить там заказ было сложно из‑за числа желающих. Вашков создал книгу, куда вошло больше трехсот предметов церковной утвари и больше сорока образцов парчи, выполненных по его рисункам. Она представлена на выставке.

К образцам древнерусского искусства обращаются и современные мастера. Завершают экспозицию швейные и вышитые изделия мастерской «Покров», Константино-Еленинского монастыря, богослужебные предметы, изготовленные на фабрике «Софрино», произведения современных иконописцев Мстеры.


#выставка #традиции #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (7713) от 26.07.2024.


Комментарии