Выставка работ Натальи Гончаровой открылась в Хельсинки

Ретроспектива работ Натальи Гончаровой (1881 - 1962), самой известной русской художницы-авангардистки, завершает финальную часть европейского турне. 27 февраля выставка открылась в музее Атенеум в Хельсинки. Ранее экспозиция была показана в лондонском музее модерна Тейт и в Палаццо Строцци во Флоренции.

Выставка работ Натальи Гончаровой открылась в Хельсинки  | Наталья Гончарова. «Хоровод». 1910 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Наталья Гончарова. «Хоровод». 1910 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

- Большинство картин, экспонируемых на выставке, созданы в период до отъезда за границу, - говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. - В последующие годы ряд исторических случайностей привел к тому, что Гончарова и Ларионов жили своей скромной частной жизнью, не поднимаясь на вершину общественного внимания.

Сегодня Наталью Гончарову называют королевой русского авангарда, а ее картины продаются на аукционах по баснословным ценам. Крупные выставки Гончаровой проходили в последние десятилетия в Москве и Петербурге, но эта экспозиция, по словам Зельфиры Трегуловой, самая значительная зарубежная ретроспектива художницы. Выставка состоит из более чем сотни работ, представленных крупнейшими музеями, галереями и частными коллекционерами со всего мира, и занимает весь третий этаж главного финского музея. Большую часть экспозиции составляют работы из Третьяковской галереи, в том числе и переданные в дар России второй супругой Ларионова Александрой Томилиной; также здесь есть шедевры Гончаровой из государственного Русского музея и российских городов - Серпухова, Костромы, Казани, Уфы, Нижнего Новгорода. Мощным дополнением экспозиции служат работы с заграничной пропиской - из парижского Центра Помпиду, кельнского Музея Людвига, Национального музея Уэльса, лондонского Музея Виктории и Альберта и, конечно, лондонской галереи Тейт, которая изначально стала организатором ретроспективы работ Гончаровой.

Выставка открывается знаменитой фотографией, на которой Наталья Гончарова, потомственная дворянка и внучатая племянница жены Пушкина, изображена с разрисованным лицом. В таком виде она вместе с Михаилом Ларионовым выступала в московских кабаре и даже разгуливала по Кузнецкому мосту, рекламируя, говоря современным языком, футуризм, художественное направление, которым в то время супруги были увлечены. Эпатаж и даже скандалы стали частью жизни Гончаровой. Она была первой художницей, изобразившей обнаженное женское тело, за что ее выставку закрыли, обвинив в порнографии. Гончарову упрекали в том, что она писала на церковные темы в неподходящей технике. Но сама она говорила, что столкновения с обществом происходят только из-за непонимания последним основ искусства.

- Эта выставка мне очень нравится своей взвешенностью, тем, что она правильно разделена на отдельные периоды, что в каждом зале ровно столько работ, сколько должно быть, - отметила директор Третьяковской галереи, - а еще мне нравится дизайн и активное использование разного цвета. Это соответствует традициям авангарда и подчеркивает, насколько радикальным было и остается творчество Гончаровой.

Первые зрители выставки в Атенеуме - финские журналисты, искусствоведы, фотографы и музейщики - говорили, что выставка поражает мощью, экспрессией и даже резкостью. Но таким и было искусство Гончаровой, а значит, выставка достигла своей цели.

#выставка #Хельсинки #авангард

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 039 (6637) от 04.03.2020 под заголовком «Королева русского авангарда в Хельсинки».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?