Выставка «Под штандартом Петра Великого» открылась в Петербурге

Стяг, поднятый в 1716 году на флагманском корабле «Ингерманланд» — с изображением черного двуглавого орла на золотистом фоне, — старейший из дошедших до нашего времени судовых штандартов российского флота. Экспонат чрезвычайно ценный, а потому хранящийся при особых условиях. Выставляют его крайне редко, так что спешите: сейчас его можно увидеть на выставке «Под штандартом Петра Великого» в Центральном военно-морском музее.

Выставка «Под штандартом Петра Великого» открылась в Петербурге | Представленная на выставке модель беломорской ладьи XVII – XVIII веков свидетельствует о том, что в России — тысячелетняя история кораблестроения. Еще задолго до Петра I на Русском Севере строили уникальные суда, способные плавать по холодным морям / ФОТО

Представленная на выставке модель беломорской ладьи XVII – XVIII веков свидетельствует о том, что в России — тысячелетняя история кораблестроения. Еще задолго до Петра I на Русском Севере строили уникальные суда, способные плавать по холодным морям / ФОТО

Музей остается верен себе: и постоянные, и временные экспозиции здесь выдержаны в классическом стиле. Мультимедиа — по минимуму. Именно поэтому основной акцент сделан на гравюры. Ведь, как отмечают организаторы выставки, в ту пору гравюры не только несли в себе эстетический и образовательный смысл, но и служили «средством массовой информации».

По словам куратора выставки старшего научного сотрудника музея Оксаны Курносовой, экспозицию построили таким образом, чтобы рассказать, как Петр шаг за шагом шел к осуществлению своей мечты — превратить Россию в могучую державу. Одним из зримых символов ее триумфа и воинской славы был корабль «Полтава» — первый линкор, заложенный и построенный в Санкт-Петербургском адмиралтействе.

Но начинается повествование с предыстории: немногие знают, что первый корабль по европейскому типу, «Фредерик», был построен в России еще в 1634 году — на верфях под Нижним Новгородом. Заказало его голштинское герцогство, были привлечены голландские мастера, ходил корабль под флагом Голштинии. Представители герцогства планировали отправить на нем торговую миссию в Персию, но план осуществить не удалось. Корабль просуществовал два года и погиб во время бури.

Спустя тридцать лет в Дединове был построен корабль «Орел». Его жизнь также оказалась короткой, тем не менее опыт построения европейских судов Россия получила еще до Петра…

Выставку в определенном смысле можно считать мемориальной: на ней представлены подлинные предметы, окружавшие Петра I, — оружие, модели, элементы кораблей, предметы искусства. Гордостью экспозиции служат личные вещи царя — топорик с его лодки-верейки, подвесной компас из каюты Петра на «Ингерманланде», специально отреставрированный к выставке мастерами музея, корабельные модели, по преданию, исполненные самим государем.

Любопытным экспонатом служит пушка, долгие годы считавшаяся «мазепинской», поскольку в длинной и не очень разборчивой надписи старославянской вязью на стволе фигурировала фамилия малороссийского гетмана, переметнувшегося от Петра к шведам. По словам Оксаны Курносовой, только сейчас, изучая этот артефакт, удалось разобрать надпись и понять подлинную историю этого орудия.

Выяснилось, что оно было отлито в 1692 году в Глухове по заказу полковника Полтавского полка Павла Герцика. Он был ярым приверженцем Мазепы. До измены русскому царю он не дожил, но дети Герцика перешли на сторону шведов. А пушка осталась в Полтаве. В марте 1709 года, за несколько месяцев до знаменитой битвы, ее использовали русские войска, защищаясь от перешедшего на сторону шведов семитысячного казачьего ­войска Запорожской сечи…

Одна из жемчужин выставки — прижизненный портрет Петра I работы французского художника Луи Каравака: царь изображен на фоне соединенного русско-англо-датско-голландского флота, который он возглавлял летом 1716 года, находясь на борту того самого «Ингерманланда».

Возле портрета организаторы экспозиции поставили вазу с голландскими махровыми тюльпанами фиолетового оттенка. Со слов самого Петра и его сподвижников, известно, что это был его любимый сорт цветов. Чтобы выписывать их из Голландии, император в 1702 году учредил «садовую контору». Таков романтический след, оставленный в его сердце поездкой в Голландию в составе Великого посольства.

#Петр I #выставка #музей #корабли

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (7173) от 23.05.2022 под заголовком «От «Фредерика» до «Полтавы»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?