Выставка «Под штандартом Петра Великого» открылась в Петербурге
Стяг, поднятый в 1716 году на флагманском корабле «Ингерманланд» — с изображением черного двуглавого орла на золотистом фоне, — старейший из дошедших до нашего времени судовых штандартов российского флота. Экспонат чрезвычайно ценный, а потому хранящийся при особых условиях. Выставляют его крайне редко, так что спешите: сейчас его можно увидеть на выставке «Под штандартом Петра Великого» в Центральном военно-морском музее.
Представленная на выставке модель беломорской ладьи XVII – XVIII веков свидетельствует о том, что в России — тысячелетняя история кораблестроения. Еще задолго до Петра I на Русском Севере строили уникальные суда, способные плавать по холодным морям / ФОТО
Музей остается верен себе: и постоянные, и временные экспозиции здесь выдержаны в классическом стиле. Мультимедиа — по минимуму. Именно поэтому основной акцент сделан на гравюры. Ведь, как отмечают организаторы выставки, в ту пору гравюры не только несли в себе эстетический и образовательный смысл, но и служили «средством массовой информации».
По словам куратора выставки старшего научного сотрудника музея Оксаны Курносовой, экспозицию построили таким образом, чтобы рассказать, как Петр шаг за шагом шел к осуществлению своей мечты — превратить Россию в могучую державу. Одним из зримых символов ее триумфа и воинской славы был корабль «Полтава» — первый линкор, заложенный и построенный в Санкт-Петербургском адмиралтействе.
Но начинается повествование с предыстории: немногие знают, что первый корабль по европейскому типу, «Фредерик», был построен в России еще в 1634 году — на верфях под Нижним Новгородом. Заказало его голштинское герцогство, были привлечены голландские мастера, ходил корабль под флагом Голштинии. Представители герцогства планировали отправить на нем торговую миссию в Персию, но план осуществить не удалось. Корабль просуществовал два года и погиб во время бури.
Спустя тридцать лет в Дединове был построен корабль «Орел». Его жизнь также оказалась короткой, тем не менее опыт построения европейских судов Россия получила еще до Петра…
Выставку в определенном смысле можно считать мемориальной: на ней представлены подлинные предметы, окружавшие Петра I, — оружие, модели, элементы кораблей, предметы искусства. Гордостью экспозиции служат личные вещи царя — топорик с его лодки-верейки, подвесной компас из каюты Петра на «Ингерманланде», специально отреставрированный к выставке мастерами музея, корабельные модели, по преданию, исполненные самим государем.
Любопытным экспонатом служит пушка, долгие годы считавшаяся «мазепинской», поскольку в длинной и не очень разборчивой надписи старославянской вязью на стволе фигурировала фамилия малороссийского гетмана, переметнувшегося от Петра к шведам. По словам Оксаны Курносовой, только сейчас, изучая этот артефакт, удалось разобрать надпись и понять подлинную историю этого орудия.
Выяснилось, что оно было отлито в 1692 году в Глухове по заказу полковника Полтавского полка Павла Герцика. Он был ярым приверженцем Мазепы. До измены русскому царю он не дожил, но дети Герцика перешли на сторону шведов. А пушка осталась в Полтаве. В марте 1709 года, за несколько месяцев до знаменитой битвы, ее использовали русские войска, защищаясь от перешедшего на сторону шведов семитысячного казачьего войска Запорожской сечи…
Одна из жемчужин выставки — прижизненный портрет Петра I работы французского художника Луи Каравака: царь изображен на фоне соединенного русско-англо-датско-голландского флота, который он возглавлял летом 1716 года, находясь на борту того самого «Ингерманланда».
Возле портрета организаторы экспозиции поставили вазу с голландскими махровыми тюльпанами фиолетового оттенка. Со слов самого Петра и его сподвижников, известно, что это был его любимый сорт цветов. Чтобы выписывать их из Голландии, император в 1702 году учредил «садовую контору». Таков романтический след, оставленный в его сердце поездкой в Голландию в составе Великого посольства.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (7173) от 23.05.2022 под заголовком «От «Фредерика» до «Полтавы»».
Комментарии