Выставка печатной графики Василия Кандинского «Цветозвуки» работает в «Ленполиграфмаш»

Выставка (12+) в общественном пространстве представляет не знакомые широкой публике произведения классика ХХ века, одного из родоначальников абстрактного искусства. Все 59 произведений принадлежат петербургскому коллекционеру Павлу Башмакову.

Выставка печатной графики Василия Кандинского «Цветозвуки» работает в «Ленполиграфмаш»  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Владелец ксилографий и литографий Кандинского выступает и в качестве куратора проекта. Он разделил показ на три главы, отвечающие творческой биографии художника. По хронологии: «Период всадника. Рождение абстракции», «Период круга. Лирический геометризм», «Парижский период. Биоморфная абстракция».

В 1896 году молодой юрист Кандинский присутствовал на исполнении оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре. Как он вспоминал, увидел «мои краски, которые стояли перед глазами», и твердо решил стать художником. Современные нейрофизиологи назвали «синестезией» эту редкую способность некоторых людей соотносить звуки с цветами и пространственными формами. Позже художник заметил: «Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник — есть рука… которая приводит в вибрацию человеческую душу».

Картина 1903 года «Синий всадник» считается его первым абстрактным произведением, отсюда название периода творчества Кандинского. На выставке представлены ксилографии «Березы», «Женщины в лесу» и несколько других, отпечатанные в 1909 году под наблюдением автора. Основная часть других работ была напечатана позднее с оригинальных досок Кандинского.

В 1922 году художник получил приглашение, от которого невозможно отказаться: возглавить мастерскую настенной живописи в знаменитом Баухаузе. Начался второй самый плодотворный период творчества Кандинского, он и самый известный. 

В это время художник экспериментирует, соединяя линии, разнообразные геометрические фигуры и цветовые пятна. В то время он заметил, что «круг стал ему ближе, чем конь», он нашел в круге больше выразительных возможностей. К этому периоду относятся представленные на выставке литографии «Свободно от жюри», «Прогулка», «Хорошее настроение». Этот раздел занимает основное пространство выставки.

В 1933 году после прихода нацистов к власти в Германии Кандинский перебирается в Париж. Его абстракции приобретают биоморф­ные формы, линии становятся плавными, цвета — сдержанными. Выставку завершают две прижизненные литографии 1938 года — «Кометы» и «Звезды». На склоне лет художник, которого всегда интересовали вечные ценности, обращается к теме беспредельности Космоса.

Читайте также:

В Музее искусства Петербурга ХХ — XXI веков открыта выставка «Жизнь в раю»

В музее «Царскосельская коллекция» работает выставка «Раиса Флоренская. Живопись, графика»


#выставка #графика #Ленполиграфмаш

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (7743) от 06.09.2024 под заголовком «Он жил в мире звезд и комет».


Комментарии