Выставка печатной графики Василия Кандинского «Цветозвуки» работает в «Ленполиграфмаш»
Выставка (12+) в общественном пространстве представляет не знакомые широкой публике произведения классика ХХ века, одного из родоначальников абстрактного искусства. Все 59 произведений принадлежат петербургскому коллекционеру Павлу Башмакову.
ФОТО АВТОРА
Владелец ксилографий и литографий Кандинского выступает и в качестве куратора проекта. Он разделил показ на три главы, отвечающие творческой биографии художника. По хронологии: «Период всадника. Рождение абстракции», «Период круга. Лирический геометризм», «Парижский период. Биоморфная абстракция».
В 1896 году молодой юрист Кандинский присутствовал на исполнении оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре. Как он вспоминал, увидел «мои краски, которые стояли перед глазами», и твердо решил стать художником. Современные нейрофизиологи назвали «синестезией» эту редкую способность некоторых людей соотносить звуки с цветами и пространственными формами. Позже художник заметил: «Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник — есть рука… которая приводит в вибрацию человеческую душу».
Картина 1903 года «Синий всадник» считается его первым абстрактным произведением, отсюда название периода творчества Кандинского. На выставке представлены ксилографии «Березы», «Женщины в лесу» и несколько других, отпечатанные в 1909 году под наблюдением автора. Основная часть других работ была напечатана позднее с оригинальных досок Кандинского.
В 1922 году художник получил приглашение, от которого невозможно отказаться: возглавить мастерскую настенной живописи в знаменитом Баухаузе. Начался второй самый плодотворный период творчества Кандинского, он и самый известный.
В это время художник экспериментирует, соединяя линии, разнообразные геометрические фигуры и цветовые пятна. В то время он заметил, что «круг стал ему ближе, чем конь», он нашел в круге больше выразительных возможностей. К этому периоду относятся представленные на выставке литографии «Свободно от жюри», «Прогулка», «Хорошее настроение». Этот раздел занимает основное пространство выставки.
В 1933 году после прихода нацистов к власти в Германии Кандинский перебирается в Париж. Его абстракции приобретают биоморфные формы, линии становятся плавными, цвета — сдержанными. Выставку завершают две прижизненные литографии 1938 года — «Кометы» и «Звезды». На склоне лет художник, которого всегда интересовали вечные ценности, обращается к теме беспредельности Космоса.
Читайте также:
В Музее искусства Петербурга ХХ — XXI веков открыта выставка «Жизнь в раю»
В музее «Царскосельская коллекция» работает выставка «Раиса Флоренская. Живопись, графика»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (7743) от 06.09.2024 под заголовком «Он жил в мире звезд и комет».
Комментарии