Выставка об Исаакиевском соборе открылась в Москве

В музее-заповеднике «Коломенское» - живописной усадьбе на берегу Москвы-реки - открылась выставка «Императорский собор преподобного Исаакия Далматского». Она развернута в залах Сытного двора. Без малого сто сорок экспонатов удачно вписались в архитектурное пространство здания-памятника XVII века.

Выставка об Исаакиевском соборе открылась в Москве | ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Выставка приурочена к юбилейной дате - 200-летию с начала строительства главного имперского собора России. 26 июля под фундамент будущего Исаакия была заложена медная доска с текстом.

Всем известны «недвижимые» экспонаты музея-памятника - скульптура, мозаики, росписи, живопись... В фондах хранятся ценные материалы, способные рассказать много интересного о его создании, бытовании и художественном убранстве.

- Для нас это знаковый проект, в таком объеме наши коллекции впервые выезжают за пределы Петербурга, - рассказывает куратор выставки, начальник отдела учета музейных фондов Исаакиевского собора Юлия Ушкова. - Мы серьезно готовились. Хотелось показать сорокалетнюю сложную, порой драматичную историю строительства одного из величайших соборов мира в полном объеме. Поэтому на выставке представлены живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, документы. Мы подбирали самые знаковые экспонаты.

Эти экспонаты размещены на двух этажах, в каждом зале - своя тема. Здесь есть иконография святого Исаакия Далматского, церквей - предшественниц Исаакиевского собора, проекты разных лет, начало строительства и его завершение, освящение храма.

Особое место по праву отдано Монферрану. Его графическое наследие демонстрируют чертежи, эскизы, планы... В том числе исполненные в 1818 - 1824 годах для Исаакия. О внешности архитектора можно судить по любопытному документу - паспорту. Фотографий в то время не было, обходились словесным описанием: невысокого роста, курносый, веснушчатый. «Портрет» рисует нам человека заурядной внешности, но Монферран был уверен в своей исключительности. Девиз, который взял себе архитектор, - «Не весь умру».

О том, как мог выглядеть Исаакиевский собор, если бы Монферран не отстоял свое право на его возведение, дают представление чертежи других зодчих, принимавших участие в конкурсе на «исправление» первоначального проекта.

Убранство храма - результат усилий выдающихся зодчих, скульпторов и живописцев XIX столетия. Их мастерство демонстрируют оригинальные произведения. Например, подлинные эскизы Брюллова к росписям купола собора.

Один из центральных экспонатов выставки - царские врата главного иконостаса и двух приделов: св. Александра Невского и св. Екатерины, представленные эскизами икон для мозаичных клейм Т. Неффа, Н. Майкова и Х. Дузи.

Интерьер собора украшают 62 мозаики - точные копии первоначальных живописных работ. В Москву доставили «Тайную вечерю», выполненную по оригиналу Дузи. Восстановлению ее на историческое место помешало начало Первой мировой войны.

Выставка отражает не только историю создания собора, но и работу реставраторов, трудившихся над восстановлением художественного убранства памятника, пострадавшего в годы Великой Отечественной войны. В ее состав вошли реставрационные схемы, выполненные реставраторами Ленинграда в послевоенные годы. Двухметровые полотна позволяют рассмотреть вблизи и представить реальный размер живописных изображений, расположенных на большой высоте под куполом храма.

На выставке демонстрируется фильм о строительстве Исаакиевского собора.

#Исаакиевский собор #выставка #музей #храмы и церкви

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (6490) от 29.07.2019 под заголовком «Исаакий в первопрестольной».


Комментарии