Выставка «Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны» открылась в Михайловском замке
Он принадлежит Русскому музею. Впервые для широкой публики представлено три экземпляра уникального издания, выпущенного в 1744 году и посвященного началу правления в России дочери Петра I.
Григорий Качалов. «Церемония публикации перед коронацией». 1744 г./Репродукция. ФОТО автора
Полное название фолианта — «Обстоятельное описание Торжественных Порядков Благополучного вшествия в царствующий град Москву и Священнейшего Коронования ея Августейшего Императорского Величества Всепресветлейшия Державнейшия Великия Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, Самодержицы Всероссийской еже быть вшествие 28 февраля, коронование 25 апреля 1742 года». Русский музей приобрел три экземпляра книги в советские время у частных коллекционеров. Они хранятся не в научной библиотеке, как можно было бы предположить, а в отделе гравюры. Причина в том, что издание украшено 54 иллюстрациями и виньетками, выполненными в разных сложных гравировальных техниках. Дмитрий Ровинский, известный историк искусства и собиратель гравюр, называл этот альбом «главным памятником русского гравирования середины XVIII века».
Традиция создания коронационных альбомов — изданий с подробным иллюстрированным описанием церемонии коронации и всех торжественных событий, которые с ней связаны, появилась в России в начале ХVIII века со времени петровских преобразований. Коронация Елизаветы Петровны, по традиции состоявшаяся в старой русской столице — Москве, отличалась небывалой роскошью. Почти два месяца заняли грандиозные шествия императорского кортежа, который растягивался на несколько километров, торжественные приемы и аудиенции, балы и многодневные маскарады, оперные представления и уличные угощения, фейерверки и иллюминации.
Создание коронационного альбома началось осенью 1742 года. Никита Трубецкой, генерал-прокурор Сената, во время коронации — ее «верховный маршал», прислал из Москвы в петербургскую Академию наук список предполагаемых гравюр и несколько рисунков. Выполнение ответственного государственного заказа поручили Гравировальной палате Академии наук. В то время это было единственное в России предприятие, которое печатало иллюстрации к светским изданиям. В 1730 году там был выпущен коронационный альбом императрицы Анны Иоанновны. Некоторые мастера, работавшие над ним, еще состояли в палате.
Из сохранившегося архива Академии наук известно, как трудно шла работа над новым коронационным альбомом. Не хватало профессиональных граверов, качественной бумаги, денег на закупку материалов… Не все задуманное было реализовано, но в конце 1744 года, к назначенному сроку, был отпечатан весь большой по тем временам тираж альбома — 600 экземпляров. В этой работе принимали участие больше десяти художников, включая авторов подготовительных рисунков. Главными исполнителями стали граверы Иван Соколов, Григорий Качалов, Иоганн Штенглин, Христиан Вортман. Соколов начинал работу над заказом подмастерьем, вскоре стал фактически руководителем творческого коллектива. После выхода альбома он сменил Вортмана в должности начальника Гравировальной палаты.
Выставка состоит из двух частей. Первая представляет три экземпляра альбома, которые раскрыты на разных станицах. Один — на первой, где находится портрет Елизаветы Петровны, выполненный Штенглином по коронационному портрету Луи Каравака. Императрица в платье из серебряной парчи и в золотой парчовой мантии, отороченной горностаем, держит в руках скипетр и державу, специально изготовленные для коронации.
Второй альбом показывает гравюру Качалова «Церемония публикации перед коронацией». Тогда «публикацией» называлось чтение народу извещения о предстоящем важном событии. Третья книга раскрыта на странице с гравюрой Качалова «Шествие императрицы из Кремлевского дворца в Анненгофский зимний дом». Это самая многолюдная и многолошадная гравюра, изображенных — более тысячи. Чтобы они поместились на лист, склеенный из четырех обычных, шествие изображено «серпантином» в 14 рядов.
Другая часть выставки — мультимедийная, там показаны другие страницы альбома. Посетители смогут посмотреть, как проходила коронация. Елизавета, прочитав Символ веры — краткое изложение основ христианства, велела подать корону, которую сама надела на голову. Показан вид Грановитой палаты, где все желающие могли увидеть эту корону, мантию и другие императорские регалии. Гравюры изображают въезд императрицы в Москву и отдельно — ее карету в окружении преображенцев, которые, как известно, привели Елизавету на российский трон.
Подробно показаны временные деревянные триумфальные ворота, украшенные аллегорическими картинами и скульптурами. Они располагались на маршруте шествий. На Тверской, главной улице Москвы, ворота устанавливали за счет городских властей, в Китай-городе — священнослужителей, на Мясницкой улице — московского купечества. После коронации на Соборной площади развернули рундуки с угощениями и напитками, в том числе жареными быками. Из резных золоченых фонтанчиков били струи белого и красного вина.
Выставка работает по 1 апреля.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (7583) от 17.01.2024 под заголовком «История давней «публикации»».




Комментарии