Выставка инновационной техники прошла в Петербурге
«Ну ма-ам, пойдем дальше. Смотри, вот еще классная машина…» Ребенок с распахнутыми от восторга глазами тащил за руку мать, которая, очевидно, устала ходить вдоль этого транспортного разнообразия. Что ж, на Манежной площади и по соседству, на Кленовой улице, было на что посмотреть. Выставка инновационной техники, «поселившейся» там на время IV международного транспортного фестиваля SPbTransportFest, вызвала подлинный ажиотаж. Тем более что посетители могли не просто полюбоваться на эти новинки, но и заглянуть под капот или посидеть за рулем. Почти два десятка ведущих производителей городского транспорта, российских и зарубежных, на два дня представили в центре Петербурга более 35 новейших моделей автобусов и грузовиков, легковушек и коммунальной техники. И некоторые из этих образцов сразу после выставки готовы были отправиться на тестовые испытания.
ФОТО автора
Любви к городской технике, как говорится, все возрасты покорны, и фестиваль SPbTransport-Fest-2023 это показал. На Манежную площадь представители разных поколений стали стекаться часа за полтора до его официального открытия. Тут были и пожилые люди, не утратившие интерес к техническим достижениям, и молодые семейные пары с малышами. Но, пожалуй, больше всего было подростков и ребят старше, студенческого возраста, которых такие новинки притягивают, как видно, особенно сильно.
К тому же на временной сцене, установленной там же, на площади, во время фестиваля один за другим шли концертные выступления, поднимавшие настроение публики. Да и погода, перед этим довольно скупая на тепло, явно располагала побывать на этой выставке под открытым небом.
Чем порадовала она в этом году? Раньше на таком смотре инновационной техники преобладали газомоторные новинки (по крайней мере год-два назад), теперь же акцент сместился в сторону электробусов. Почему — понятно: это общая для отечественного автопрома тенденция, коснувшаяся чуть ли не всех видов транспорта, в которых заинтересованы многие регионы страны.
Не стал исключением и Петербург. Скоро развернутся работы по строительству автопарка «Ржевка», предназначенного для 400 пассажирских электробусов. А закупать их для этого подразделения «Пассажиравтотранса» (организатора SPbTransportFest-2023) Смольный собирается уже к концу текущего года. И основные производители горят желанием включиться в состязание за столь лакомый заказ, уверяет Валентин Енокаев, председатель городского комитета по транспорту.
Но это не единственное, что отличало нынешнюю фестивальную выставку от предыдущих, добавляет чиновник. По его словам, санкционное давление не вызвало обрушение российского автопрома, а напротив, послужило стимулом к тому, чтобы активнее вести импортозамещение.
Утверждать, что отрасль полностью справилась с этим вызовом, преждевременно. В то же время заметные шаги по адаптации к новым реалиям крупнейшие автогиганты России, представленные там, как и белорусские автостроители, все‑таки уже сделали.
Очередным свидетельством тому стала петербургская «манежно-кленовая» выставка, на которой внимание ее гостей было приковано в значительной мере к премьерным моделям с электрическим двигателем и аккумуляторами. То есть к электробусам. Звездами транспортного смотра-2023 стали вместительный электробус-«гармошка» 6215‑0000010‑02 «Орион» и своеобразный городской «Генерал» 62181 — гибрид троллейбуса с электрическим автобусом. А также перронный электробус «МАЗ-271Е01».
Каждый из них — единственный в своем роде пассажирский транспорт нового поколения, со своими изюминками. А объединяло эту технику по большому счету одно: способ передвижения на электрической тяге. Причем, по условиям соглашений, подписанных с их производителями, двум из них после транспортной выставки предстоит проявить свои характеристики на деле, в реальных условиях.
Мазовский электробус, похожий на массивный, но элегантный чемодан без ручки, будет проходить опытную эксплуатацию в аэропорту «Пулково». (Туда же, к слову, начнет ходить по маршруту № 39 газомоторный сочлененный автобус «КамАЗ-6299‑40-5Т», тоже представленный на этой выставке.) А головной образец «Ориона» выйдет с той же целью на одну из автобусных линий, поступив в автопарк № 2 «Пассажиравтотранса», обслуживающий более 30 маршрутов на севере города.
Заметив интерес к «Ориону» посетителей выставки, сотрудник автозавода Сергей Покрова не без удовольствия пускался в объяснения. Ну как же, а система рекуперации энергии, позволяющая накапливать ее при движении? А значительный, под 300 км, запас хода, который обеспечивают ему мощные аккумуляторы? А подходящая для мегаполиса пассажировместимость этого 18‑метрового сочлененного электробуса?
Вдобавок просторная кабина с системой контроля движения ADAS (виртуальным помощником водителя) и системой транспортной безопасности, включающей датчики пожаротушения. Что‑то подобное петербуржцы, кажется, уже видели: двухсекционный белорусский электробус Vitovt E433 (еще один участник выставки), проходивший испытания на улицах нашего города. Но сопоставлять их вряд ли возможно, считает Сергей, до того они разные по своим конструктивным особенностям (хотя обе новинки появились по техзаданию петербуржцев).
А вот электробус «Генерал» 62181 его создатели вообще не берутся ни с чем сравнивать, убеждая, что он не имеет себе равных. По сути, это трансформер, который можно использовать как троллейбус, подняв штанги токоприемника, и автобус с электрическим приводом. То есть, свернув с троллейбусного маршрута, такая машина продолжит путь по дороге, где контактной сети нет и в помине.
Но главная ее фишка, говорят создатели, это комбинированный способ зарядки тяговых батарей — ноу-хау инженеров холдинга, выпускающего городской электрический транспорт. Такие накопители энергии можно «насытить», подключив на стоянке к розетке или вскинув во время движения к небу «рога». А также с помощью зарядной станции, мобильной или передвижной.
Новая модель оснащена также системой «антисон», действующей на основе компьютерного зрения и искусственного интеллекта. Этот помощник следит за водителем на линии, предупреждая его об опасности резким звуковым сигналом, если тот начал расслабляться и отвлекся от дороги. Такие навороты, впрочем, следует еще обкатать, но сделать это смогут (договорившись между собой) два разных питерских перевозчика — «Горэлектротранс» и «Пассажиравтотранс». А это, согласитесь, уникальная ситуация.
Да и на Манежной площади необычного было немало. Начиная с того, что впервые на выставку наземного транспорта SPbTransportFest попал вагон метро (образец новой модели «Балтиец»), и заканчивая поистине крутыми разработками юных конструкторов.
Так, ребята из Детского инжинирингового центра Кудровской школы сделали при поддержке «ЛЭТИ» и представили там прообраз электромобиля-беспилотника, получив при его создании… два «взрослых» патента. Свое творение, энергично перемещавшееся на одной из выставочных площадок, они назвали «Кудровер». Как бы намекая на то, что в процессе совершенствования этот тестовый образец сравняется по своим возможностям с известной машиной премиум-класса.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (7419) от 22.05.2023 под заголовком ««Чемодан» на перроне».
Комментарии