2Vtzqv4Hz9U

Выставка «Именем Петра» открылась в Петропавловской крепости

В Петропавловской крепости открыта выставка «Именем Петра», которая показывает, как менялся образ царя-реформатора от «Медного всадника» до изображений на конфетных коробках. Кроме Музея истории города предметы предоставили другие петербургские музеи, а также театры, архивы, кондитерские фабрики и частные коллекционеры.

Выставка «Именем Петра» открылась в Петропавловской крепости  | Неизвестный фотограф. Николай Черкасов в роли Петра. 1935. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Неизвестный фотограф. Николай Черкасов в роли Петра. 1935. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Возможно, строгим ценителям искусства этот проект покажется эклектичным, соединяющим произведения разного качества. Но выставка передает уважение к царю-реформатору, которое не меняется на протяжении трех столетий вне зависимости от социального устройства Российского государства.

Самое интересное в первой час­ти, названной «Петр I в Петербурге», — архитектурная графика разных лет. Здесь знакомые по многочисленным репродукциям офорты «Перевозка Гром-камня» по рисунку Юрия Фельтена и «Открытие памятника Петру I» по рисунку Алексея Давыдова. А рядом помещены рисунки Армена Барутчева, известного ленинградского архитектора. Они сделаны в 1945 году и называются «Освобождение «Медного всадника» от укрытия» и «Подъем из укрытия памятника Петру I у Инженерного замка».

Любителям истории Петербурга будут интересны рисунки XVIII века с видом футляра с обходной галереей, устроенного над деревянным домиком Петра, с изображением Петровских ворот Петропавловской крепости со скульптурами на крыше (они не сохранились), эскизный проект дворца «Монплезир» в Петергофе, созданный по наброску первого российского императора.

В начале ХХ века двухсотлетие Петербурга решили отметить строительством двух зданий для важных социальных учреждений — Больницы имени Петра Великого и Городского училищного дома Пет­ра Великого (ныне в нем располагается Нахимовское училище). В фондах Музея истории Петербурга сохранились эскизы больничного комплекса, созданные архитекторами Львом Ильиным и Александром Клейном. Главному врачу отводился отдельный двухэтажный дом. Авторы проекта планировали установить перед входом на территорию памятник Петру. Но не успели, а советская власть предпочла видеть на этом месте памятник физиологу Илье Мечникову работы скульптора Леонида Шервуда. Эскизы архитектора Александра Дмитриева показывают вид актового зала училищного дома, украшенного картинами Бориса Кустодиева и других художников. Они не сохранились.

Отдельный зал посвящен фильму Владимира Петрова «Петр Первый», снятому в 1937 – 1938 годах. Здесь эскизы костюмов художника Николая Суворова, ноты композитора Владимира Щербачева, парижская программка кинопоказа с указанием исполнителей ролей — Николая Симонова, Михаила Жарова, Аллы Тарасовой и других, плакат нью-йоркской премьеры фильма, созданный Е. Ефимовым и И. Сегаловым…

Любопытные фотографии предоставил Александринский театр. В 1935 году на сцене тогда Ленинградской госдрамы была поставлена пьеса Алексея Толстого «Петр Первый». Царя играл Николай Черкасов, в фильме он исполнил роль царевича Алексея. В спектакле Алексея играл Борис Бабочкин, только что снявшийся в главной роли в фильме «Чапаев».

Скромный киноплакат Ирины Корф к фильму «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» (1976) с Алексеем Петренко и Владимиром Высоцким — точное свидетельство времен развитого социализма. Десять штук продавались за 31 копейку. Тираж был огромным — 60 тысяч экземпляров. Но много ли от него сохранилось?

Среди книг, представленных на выставке, важное место занимает детгизовская «Полтава» Пушкина издания 1948 года с иллюстрациями Константина Рудакова. Книгу сопровождают эскизы, на них царь предстает неуверенным в том, что начатые им преобразования будут продолжены.

Кондитерский раздел начинается с эскиза коробки конфет «Петр I», созданного в конце 1930‑х годов Евгением Чемодуровым. Он «срисовал» царя с Николая Симонова. Художник Владимир Лукьянов предоставил пробный экземпляр коробки конфет «Медный всадник» (2013). К нему приложен набросок с «рассадкой» конфет. Автор скромно использовал в оформлении рисунок XIX века с изображением Сенатской площади. На коробке поставлена резолюция: «Согласовано». В юбилейном для Петра 2022 году не дремали кондитеры из Московской области. Они выпустили набор шоколадок «Санкт-Петербург». Петр изображен на фоне парусников, Петропавловской крепости, Биржи, «Авроры», «Лахта-центра» и стадиона на Крестовском острове. Похвально стремление соединить питательное с познавательным, но автору отказало чувство меры.


#Петр I #выставка #Петропавловская крепость

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (7193) от 21.06.2022 под заголовком «Питательное с познавательным».


Комментарии