Выставка «И дольше века длится день» открылась в Петербурге

В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» (набережная реки Мойки, 100) открылась выставка «И дольше века длится день», посвященная ленинградским живописцам, которым недавно исполнилось 100 лет.

Выставка «И дольше века длится день» открылась в Петербурге | Леонид Вайшля. «Коняга». 1969 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Леонид Вайшля. «Коняга». 1969 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как сказала на вернисаже Галина Степанова, руководитель ­центра, это «наша дань памяти и благодарность ленинградским художникам-реалистам, которые активно работали в послевоенные годы».

На выставке представлены по несколько произведений 22 художников из коллекции центра. Многие работы демонстрируются впервые. Имена одних авторов хорошо известны любителям изобразительного искусства — Борис Угаров, Анатолий Левитин, Виктор Орешников. Другие — Леонид Вайшля, Арсений Семенов, Владимир Токарев — знакомы только специалистам.

Молодость художников пришлась на годы Великой Отечественной войны. Они отложили мольберты и кисти, взялись за оружие. Воевали пехотинцами, минометчиками, танкистами, авиатехниками. Почти все получили боевые награды. ­После мая 1945‑го вернулись в Ленинград в стены Академии художеств, продолжили классическое образование. До войны Арсений Семенов не успел защитить дип­лом, но преподавал живопись в Мухинском училище. И только в 1951 году создал дипломную картину «Материнство». Последующие десятилетия стали для художников временем наибольшей активности. Для них, как в стихотворении Бориса Пастернака, дни могли длиться дольше века.

Можно сказать, что выставка начинается с утра. На картине «Доброе утро» Владимира Токарева изображена проснувшаяся девочка-подросток. Она только открыла глаза, но уже куда‑то спешит. «Утро» Анатолия Васильева — пейзаж с растворенным свежему ветру окном и видом на зеленую лужайку.

День наполнен заботами. Картина Бориса Угарова называется «Телега с мужиком в голубой рубашке». Лошадка находится «при исполнении» и гордо шагает на фоне скромных деревенских изб. «Коняга» Леонида Вайшли — дань уважения верному помощнику человека в сельском хозяйстве. В картине «Задворки» художник любуется контрастным сочетанием чернозема и белых кур.

Пришло время отдыха. В «Портрете грузчика Милованова» Анатолий Левитин изображает работягу, который заслужил перерыва в работе. Вечером после трудового дня можно ознакомиться с окрестностями. Например, с видами Пскова на пейзажах Арсения Семенова.

Эмблемой выставки выбрана картина Таисии Афониной «Праздник на Неве». Судя по военным кораблям, речь идет о Дне ВМФ. Любопытно, что в 1941 году Афонина планировала в качестве дипломной работы картину «Майский праздник на Неве». В итоге уже после войны она окончила Академию художеств с другой работой. Но тема праздника моряков художницу долго не от­пускала.


#выставка #художники #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (7184) от 07.06.2022 под заголовком «И дольше века длится живопись».


Комментарии