Выставка «ГИК № 1. Дело агента Сапфир» открылась в Петербурге

В Музее театрального и музыкального искусства открыта выставка «ГИК № 1. Дело агента Сапфир» — выставка-детектив, или авантюрный роман.

Выставка «ГИК № 1. Дело агента Сапфир» открылась в Петербурге | Репродукция. Фото Дмитрия Новика

Репродукция. Фото Дмитрия Новика

Посвящена она началу коллекции теат­рального музея. Первые экземпляры, записанные в главной инвентарной книге, поступили от некоей Надежды Доренговской в 1919 году. Долгое время о ней не было ничего известно. Предполагалось, что это актриса. Искали в архивах, библиотеках — не было такой актрисы! Лишь в 2016 году сотрудница Театральной библиотеки Татьяна Синельникова установила, что Доренговская — писательница, драматург. И гражданская жена журналиста Ивана Манасевича- Мануйлова, который и собрал связанную с театром коллекцию.

Он‑то и есть главный герой выставки. Человек неординарный, авантюрного склада — недоброжелатели называли его аферистом и жуликом.

Литератор, драматург, агент царской охранки, агент русской ­контрразведки, доверенное лицо Распутина, чиновник по особым поручениям при премьер-министре Витте… И, среди прочего, страстный коллекционер, — так характеризует нашего героя одна из кураторов ­выставки Татьяна Синельникова.

Остап Бендер отдыхает, — шутит второй куратор Елена Федосова, которая провела для журналистов на пресс-показе интереснейшую экскурсию.

Иван Манасевич-Мануйлов был сотрудником охранки с 18 лет. Работал под псевдонимом агент Сапфир. Как сотрудник контрразведки позднее работал в Ватикане при Папе Римском, позже его отправили в Париж, где он отвечал за, так сказать, создание положительного образа России во французской прессе.

У него все получалось, — говорит Елена Федосова. — Мог проникнуть в самые разные слои общества, заговорить с кем угодно.

Обаяние! — замечает Татьяна Синельникова.

У него был особый прием в общении, — добавляет Елена Федосова. — Он сразу начинал говорить с любым человеком фамильярно, так, будто давно и близко с ним знаком.

Это умение помогало не только на поприще разведки и контрразведки, но и в собирании коллекции. Большая ее часть — фотографии артис­тов (примерно 2500). В основном — балетных и драматических, оперу не жаловал. Манасевич писал артистам письма с просьбой прислать фотографию с автографом. Как правило, все откликались. На выставке много снимков с дарственными надписями — портреты Матильды Кшесинской, Екатерины Гельцер, Софьи Преображенской, Тамары Карсавиной… Все пишут: «Ивану Федоровичу на добрую память». И только ­Вацлав Нижинский ограничился безличным: «На добрую память».

Его коллекция фото не имеет себе равных, — считает Елена Федосова.

Еще он собирал балетные туфельки танцовщиц. В письме от Карсавиной читаем: «Многоуважаемый Иван Федорович, посылаю Вам карточку, башмак, и другую карточку, если найдете возможным ее поместить». А вот Евгения Соколова не прислала туфельку, написав, что в настоящее время у нее нет такой возможности: «Нужно заказать в Париже тот номер, который я носила, я его надену и тогда Вам пришлю».

Среди выставленных фото есть групповой снимок, на котором запечатлен Манасевич.

Это очень редкая фотография, — рассказывает Елена Федосова.  — Изображений Ивана Манасевича-Мануйлова почти не осталось, все‑таки он в силу своей тайной профессии предпочитал «не светиться». Если вы зайдете в Интернет, то сможете найти только пару снимков: один сделан в тюрьме, другой — пересъемка из газеты, очень нечеткий и некачест­венный. На снимке, сделанном в Варшаве, Манасевич-Мануйлов сидит рядом с актером и своим другом Мамонтом-Дальским, его молодой женой и Юрием Беляевым, журналис­том, драматургом (самая известная его пьеса — «Псиша» о крепостной актрисе, в ней блистала Ольга Глебова-Судейкина). Снимок датирован 1914 годом. Уже идет Первая мировая война, они привезли в Варшаву спектакль «Позор Германии». Второе название — «Люди-звери». Пьесу Манасевич-Мануйлов написал вместе с Юрием Беляевым. Первые 27 номеров в главной инвентарной книге музея присвоены эскизам костюмов, выполненных Беляевым, художником-любителем, для оперетты Оффенбаха «Птички певчие».

Есть в коллекции Манасевича-Мануйлова работы известных художников той эпохи — Бориса Анисфельда, Сергея Судейкина, Алексея Радакова. Анисфельд представлен эскизами костюмов к балету «Семь дочерей горного короля», поставленному Михаилом Фокиным для труппы Анны Павловой в 1913 году. Выставлены и великолепные работы Николая Калмакова — эскизы костюмов к оперетте Флориана Эрве «Хильперик», которую ставил Николай Евреинов (постановка не осуществилась).

В собрании нашего героя хранилось много пригласительных билетов в кабаре «Бродячая собака», часть из них сейчас можно видеть на выставке. Например, приглашение на празднование Рождества 1914 года. С 26 декабря и вплоть до Нового года в программе «веселый оркестръ серiозныхъ музыкантовъ». А 27‑го — еще и вечер поэтов. Вход два рубля, а для актеров, поэтов, художников и музыкантов — рубль.

В понедельник, 17 марта 1914 года, после полуночи в «Собаке» чествовали поэта Поля Фора. И вход стоил уже пять рублей, а для богемных «льготников» — два…

А вот билет, в котором сообщают, что вечер танцев XVIII века Тамары Карсавиной, назначенный на среду, 26 марта, переносится на 28‑е. Мероприятие состоялось. Сергей Судейкин описал его в мемуарах: «А вечер Карсавиной, этой богини воздуха. Восемнадцатый век — музыка Куперена. «Элементы природы» в постановке Бориса Романова, наше трио на старинных инструментах. Сцена среди зала с настоящими деревянными амурами 18‑го столетия, стоявшими на дивном голубом ковре той же эпохи при канделябрах. Невиданная интимная прелесть. 50 балетоманов смотрели, затаив дыхание, как Карсавина выпускала живого ребенка-амура из клетки, сделанной из настоящих роз».

Наш герой жил бурно и умер не в своей постели. Вскоре после революции, в 1918 году, он был арестован ЧК. Его обвинили в том, что он был в свое время связан с французской разведкой и имел фальшивый паспорт. 22 декабря 1918 года Ивана Манасевича-Мануйлова расстреляли. Жизнь, напоминавшая фарс и детектив, закончилась трагедией.

На выставке, которая продлится до 14 августа, будут регулярно проходить авторские экскурсии Елены Федосовой и Татьяны Синельниковой — сами по себе маленькие спектакли. Кроме того, можно послушать о Манасевиче-Мануйлове, просто надев наушники, которые висят у витрин.

И услышать самого героя выставки — Елена Федосова сделала с ним «интервью». Жанр воображаемых интервью с людьми, которые ушли из жизни, известен давно. Текст не вымышлен, он составлен из найденных в архивных документах высказываний самого Манасевича-Мануйлова. Герой «рассказывает» нам о своей жизни, например, о том, за что он получил орден Святого Владимира из рук Николая II, откуда в его коллекции столько актерских портретов, как он оказался в тюрьме и что делал каждый вечер в «Бродячей собаке».


#выставка #музей #коллекция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (7166) от 12.05.2022 под заголовком «Театральный детектив».


Комментарии