Выставка «Без права на славу, во славу державы» открылась в Петербурге

Выставка «Без права на славу, во славу державы» в филиале Музея политической истории России на Гороховой, 2, посвящена столетию создания нелегальной разведки. Экспозиция подготовлена под эгидой Службы внешней разведки РФ.

Выставка «Без права на славу, во славу державы» открылась в Петербурге | ФОТО Википедии / Peterburg23 / CC BY 3.0

ФОТО Википедии / Peterburg23 / CC BY 3.0

Точкой отсчета отечественной нелегальной разведки служит соз­дание в 1922 году закордонного отделения иностранного отдела ГПУ, сотрудникам которого разрешалось вербовать заграничных агентов без согласования с Центром. Хотя, конечно, нелегальная разведка существовала и в гораздо более ранние времена.

Среди героев выставки — советские разведчики-нелегалы 1920‑х и 1930‑х годов, создававшие агентурные сети в правительственных учреждениях Европы и США, собиравшие сведения о военных планах вероятных противников.

Во время Великой Отечественной войны накопленный опыт нелегальной разведки помог в организации сопротивления на оккупированной территории. На выставке представлены документы, рассказывающие о деятельности антифашистского подполья в Николаеве под руководством Героя Советского Союза Виктора Лягина, о срыве группой «Легкая кавалерия» под командованием Геворга Вартаняна операции немецких спецслужб в Иране, планировавших покушение на лидеров «большой тройки».

Все это, конечно, уже давняя история, тем не менее до сих пор доступные исследователям биографические данные разведчиков-нелегалов весьма немногословны, обтекаемы и полны пробелов, а многие факты их деятельности останутся засекреченными навсегда. Более того, даже сами имена большинства разведчиков-нелегалов мы не узнаем никогда. Служба внешней разведки чрезвычайно редко раскрывает их — только в случае, если пуб­ликация этих данных не несет ущерба жизненно важным интересам государства, общества и граждан. Сведения о некоторых нелегалах-разведчиках впервые представлены на выставке широкой публике.

Среди них — Юрий Дроздов, участник Великой Отечественной войны, дошедший до Берлина. Впоследствии он выполнял специальные задания в Германии, Китае, Соединенных Штатах, в декабре 1979 года руководил операцией «Шторм-333» по захвату дворца афганского лидера Амина в Кабуле. Был инициатором создания разведывательно-диверсионного подразделения «Вымпел».

Впервые на выставке представлено и большинство спецсредств, которыми пользовались разведчики-нелегалы. Есть что посмотреть: подобное «оборудование» можно увидеть разве что в захватывающих блокбастерах про шпионов и контрразведчиков…

К примеру, советский микрофотоаппарат для оперативной работы «Аякс-12» производства 1986 года, который считается одной из самых удачных разработок для советских спецслужб. Он использовался в оперативной работе до 1990‑х годов. Работал бесшумно, объектив можно было установить вместо пуговицы пальто, а тросик удаленного управления облегчал скрытное использование. Ему на смену пришел фотоаппарат «Неоцит»: его камера была оснащена электроспуском и электроприводом, а также автоматизированной настройкой экспозиции.


#выставка #музей #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (7317) от 13.12.2022 под заголовком «Приоткрывая нелегалов».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?