Выставка «Без права на славу, во славу державы» открылась в Петербурге
Выставка «Без права на славу, во славу державы» в филиале Музея политической истории России на Гороховой, 2, посвящена столетию создания нелегальной разведки. Экспозиция подготовлена под эгидой Службы внешней разведки РФ.

ФОТО Википедии / Peterburg23 / CC BY 3.0
Точкой отсчета отечественной нелегальной разведки служит создание в 1922 году закордонного отделения иностранного отдела ГПУ, сотрудникам которого разрешалось вербовать заграничных агентов без согласования с Центром. Хотя, конечно, нелегальная разведка существовала и в гораздо более ранние времена.
Среди героев выставки — советские разведчики-нелегалы 1920‑х и 1930‑х годов, создававшие агентурные сети в правительственных учреждениях Европы и США, собиравшие сведения о военных планах вероятных противников.
Во время Великой Отечественной войны накопленный опыт нелегальной разведки помог в организации сопротивления на оккупированной территории. На выставке представлены документы, рассказывающие о деятельности антифашистского подполья в Николаеве под руководством Героя Советского Союза Виктора Лягина, о срыве группой «Легкая кавалерия» под командованием Геворга Вартаняна операции немецких спецслужб в Иране, планировавших покушение на лидеров «большой тройки».
Все это, конечно, уже давняя история, тем не менее до сих пор доступные исследователям биографические данные разведчиков-нелегалов весьма немногословны, обтекаемы и полны пробелов, а многие факты их деятельности останутся засекреченными навсегда. Более того, даже сами имена большинства разведчиков-нелегалов мы не узнаем никогда. Служба внешней разведки чрезвычайно редко раскрывает их — только в случае, если публикация этих данных не несет ущерба жизненно важным интересам государства, общества и граждан. Сведения о некоторых нелегалах-разведчиках впервые представлены на выставке широкой публике.
Среди них — Юрий Дроздов, участник Великой Отечественной войны, дошедший до Берлина. Впоследствии он выполнял специальные задания в Германии, Китае, Соединенных Штатах, в декабре 1979 года руководил операцией «Шторм-333» по захвату дворца афганского лидера Амина в Кабуле. Был инициатором создания разведывательно-диверсионного подразделения «Вымпел».
Впервые на выставке представлено и большинство спецсредств, которыми пользовались разведчики-нелегалы. Есть что посмотреть: подобное «оборудование» можно увидеть разве что в захватывающих блокбастерах про шпионов и контрразведчиков…
К примеру, советский микрофотоаппарат для оперативной работы «Аякс-12» производства 1986 года, который считается одной из самых удачных разработок для советских спецслужб. Он использовался в оперативной работе до 1990‑х годов. Работал бесшумно, объектив можно было установить вместо пуговицы пальто, а тросик удаленного управления облегчал скрытное использование. Ему на смену пришел фотоаппарат «Неоцит»: его камера была оснащена электроспуском и электроприводом, а также автоматизированной настройкой экспозиции.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (7317) от 13.12.2022 под заголовком «Приоткрывая нелегалов».
Материалы рубрики
В Петербурге работает выставка «Два конкурса. Образ А. С. Пушкина в монументальном искусстве»
В Академии художеств на факультете графики представили 80 работ пятнадцати студентов
В Театральном музее работает выставка «Площадь Островского»
В Союзе художников открылась выставка «Весна-2023»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии