Вырваться из матрицы

Иван Васильев, всемирно известный танцовщик-виртуоз, сделал первые попытки освоить новую для него профессию – хореографа. Три его одноактных балета были уже показаны в Эрмитажном театре в Петербурге и наконец достигли сцены Михайловского театра. В работах Васильева сплетаются воедино заветы мастеров, с которыми ему приходилось работать, и страстное желание поведать миру, чем он сам от этих мастеров отличается.

Вырваться из матрицы | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

«Слепая связь» на музыку Макса Рихтера – этюд про общество, где все поглощены гаджетами, лишающими человека возможности увидеть красоту мира. Заявленная тема решена, к сожалению, чисто формально: на глазах танцовщиков – черные повязки, а обращенные к их лицам ладони рук призваны обозначать мобильные телефоны. Хореография не отличается изобретательностью, чередующиеся дуэты-встречи ничего не добавляют к сути происходящего. Главные партии технически безупречно исполняют Иван Васильев и Ирина Перрен, но все их мастерство остается втуне – слабая драматургическая основа не дает возможности артистам создать глубокие характеры.

Приняться за постановку «Болеро» Мориса Равеля было смелым решением, ведь петербуржцы видели знаменитое «Болеро» Мориса Бежара, в котором блистали Хорхе Донн, Майя Плисецкая и другие выдающиеся танцовщики. Васильев, избрав темой историю людей, живущих в замкнутой матрице, не решил ее хореографически.

Матрица в понимании постановщика – мир роботов, людей, живущих по раз и навсегда заданному рисунку: проснулся, ушел на работу, вернулся, поужинал, лег спать, проснулся... И все сначала, и все так же каждый день. Балетмейстер вошел в явный конфликт с музыкой, никак не выразив ее все нарастающий накал и ритм, тревогу и эмоциональную силу.

На заднем фоне, словно по тротуару, непрерывно шли пешеходы, спешащие по своим делам, равнодушные и безликие, не принимающие участия в действии. Это показалось явным заимствованием из балета английского балетмейстера Макгрегора «Инфра», показанного на сцене Мариинского театра. Оно никак не расширяет смысл балета, оставаясь вне музыкального замысла композитора. Хореография раздробилась на мелкие эпизоды или отдельные вариации, которые не в силах создать единого мощного дыхания, столь ощутимого в музыке.

Балет «Морфий» на музыку Густава Малера создан Васильевым на основе  «Записок юного врача» Михаила Булгакова. Хореограф выступил в главной роли – земского доктора Бомгарда. Скромный, сутуловатый, с саквояжем в руках, он устраивается на краешке сцены, достает из недр аптечки шприц, наполненный морфием, делает себе укол. Так начинается трагедия, в которую постепенно вовлекается и жена доктора (Ирина Перрен).

В одном из интервью Васильев утверждал, что в спектакле он стремился избежать клише – сложных прыжковых движений, сильных, в несколько оборотов «штопорных» верчений. Однако во многих сценах Васильев повторил свои излюбленные «фишки». Нелепо выглядели массовые сцены, когда толпа морфинистов появлялась, угрожающе размахивая огромными шприцами. Хореограф не избежал заимствования и в этом балете: когда на лежащую без сознания жену доктора сверху посыпался поток белого порошка, в памяти тотчас возникла похожая сцена из балета Начо Дуато «Белая тьма», посвященная теме наркотиков.

Триптих, созданный Иваном Васильевым, нельзя причислить к удачам. Но неудача – это тоже опыт.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (5728) от 23.06.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...