«Выпускайте монстра!». Богдан Гудыменко о булгаковском авантюристе и своей «теневой стороне»
К списку ведущих ролей Богдана Гудыменко в спектаклях театра имени В.Ф. Комиссаржевской скоро добавится еще одна. 7 и 8 июня пройдут премьерные показы «Зойкиной квартиры» по пьесе Михаила Булгакова. Популярному артисту, обладателю «Золотого софита» предстоит выйти на сцену в образе Аметистова, игрока и авантюриста.
ФОТО Олега Стефанцова
- Богдан, вы как-то сказали в одном из видео, имея в виду самого себя: выпускайте монстра! Так обозначаете брутальную мужскую привлекательность? Или есть внутренняя тяга к инфернальному, к каким-то пугающим странностям?
- Монстр? Могу подозревать, что говорил о каких-то своих бесах, о потаенной, теневой стороне. Она у любого человека существует, нельзя её отрицать. Я кое-что понимаю про своих бесов. Во многом они дают мне энергию добиваться определенных успехов на театральном поприще. Странноватая энергия, с этакой долей дьявольщинки. А мой персонаж в «Зойкиной квартире», Аметистов, наполнен ею до краев! Благодаря этой энергии он действует. Она ведет его по жизни.
- В популярных сегодня криминальных сериалах такой типаж нашел бы себе место?
- Вполне! Он прирожденный мошенник, антагонист доблестных полицейских с телеэкрана. Но не будем забывать, что Михаил Афанасьев Булгаков наделяет персонажа не только своеобразной привлекательностью, но и неудачами. Аметистов очень неудачливый человек. За счет своего особого дара он умудряется выходить сухим из воды и выворачивать всё в свою сторону. Но по жизни удача не так часто ему сопутствует.
- Появление Аметистова на сцене предваряется репликой: «Нужен опытный прохвост». Он это слышит и реагирует: «Вовремя попал!». У него нет иллюзий на собственный счет?
- Сам про себя всё знает, отдает отчет своим действиям - и при этом влюблен в себя. Самовлюблен настолько, что даже называет себя гением.
- Аметистов «вовремя попал». А вы? Вы, артист, в «Зойкину квартиру» вовремя попали? Это не помешало проектам на телевидении или в кино?
- Я думаю, что всё вовремя. В составе есть еще Илья Дель, благодаря этому я не стеснен занимать какие-то дни под съемки. Мне Виктор Михайлович Минков, художественный руководитель театра, сказал: «Мы даем тебе роль Аметистова, но тогда ты только в театре» – «Это очень стесняет меня во всех смыслах», я ответил – «Тогда будет второй состав». И я очень благодарен руководству театра. Здорово, что есть Ильюша, мы работаем так, чтобы всё шло своим чередом, работа не останавливалась. Я начинал, разминал материал, но сейчас мы взаимозаменяемы и вместе строим роль, вместе обсуждаем, что такого показать в этом человеке. Володя Крылов, который играет графа Обольянинова, про моего персонажа сказал: «ловкач». И мне сразу вспомнилась песня Черного кота из «Голубого щенка»: «Надо жить умеючи, надо жить играючи, надо, братцы, жить припеваючи». Песня, очень подходящая для Аметистова.
- Булгаков - фигура сакральная. Каждый из его персонажей изучен литературоведами вдоль и поперек. Вам интересно, каким вашего героя видят исследователи? Часто указывают на его прямое родство с гоголевским Хлестаковым.
- Согласен. 100 процентов так. Это четко отображает Аметистова. Действует по ситуации, импровизирует как великолепный актер. Умеет принять любую ситуацию и найти в ней своё место.
- А еще младшим родственником Аметистова считают Остапа Бендера.
- Но великому комбинатору больше везло по жизни! Он появился позже. Думаю, Ильф и Петров как раз и позаимствовали образ у Михаила Афанасьевича. У них есть близость даже в мечтах. Белые штаны, у Аметистова Ницца, Лазурный берег, у Бендера – Рио де Жанейро. Но Бендер – он любимчик фортуны. А в целом я вполне согласен. Хлестаков, Бендер - такие параллели возможны и дополняют друг друга.
- К сожалению, мы не увидели Остапа в Рио-де-Жанейро. Вы для своего персонажа какое-нибудь будущее представляете?
- Я думаю, Аметистов ускользнет, выберется из передряг и доберется до Ниццы. Неизвестно, как он там окажется, путь его не будет простым, но он там окажется обязательно. Однажды.
- Первый исполнитель роли в Вахтанговском театре Рубен Симонов вспоминал: «У нас с Михаилом Афанасьевичем была игра: рассказывать друг другу биографию Аметистова. На каждом спектакле мы придумывали что-нибудь новое. И, наконец, решили, что Аметистов - незаконнорожденный сын великого князя и кафешантанной певицы». Вы с режиссером не играете в такую игру?
- Мы не придумываем биографию, не уходим настолько далеко. Мы разбираем взаимоотношения персонажей. Но какая-то мысль в этом есть. Это классная штука, я об этом подумаю. Аметистов не лишен манер, умеет разговаривать на французском, пусть он этому научился через карточную игру. Замашки аристократа у него присутствуют. Возможно, роскошь, красивую жизнь он когда-то детским взглядом захватил. Или видел что-то прекрасное.
- Режиссер-постановщик Хуго Эрикссен и вы практически ровесники. Опытом, возрастом или авторитетом он давить никак на вас не может. Тем не менее, как вы ощущаете себя в руках режиссера: камнем или пластилином?
- У меня скорее спортивная позиция. Режиссер – тренер. Актер – игрок. Мне говорят, что нужно делать, и я делаю. Но я работаю первый раз в такой жесткой системе, когда все выстроено с точки зрения мизансцен, когда свобода актера минимальна. Но при этом я не чувствую себя стесненным. Прежде я встречался с иными режиссерскими подходами. Кто-то пробует в этюдной манере, кто-то задает обстоятельства. Хуго очень конкретен, у него всё выстроено. Для него очень важно, чтобы у рисунка на сцене была стальная форма. Для меня сначала это было пугающе. Но внутри я не чувствую себя камнем. Чувствую пластилином.




Комментарии