Выходной день с Петром Ильичом

В субботу в Петербурге состоялся День русской музыки, посвященный 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского. В историческом центре города были установлены белые шатры, оформленные художником Игорем Яновским. Подразумевалось погружение в эпоху – своего рода путешествие по страницам творчества Петра Ильича.  У входа в каждый шатер гостей встречал картонный композитор, как бы говоря: «Будьте как дома!»

Выходной день с Петром Ильичом  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

На Кленовой улице солисты Мариинского театра пели романсы, а Леонид Мозговой читал стихи. Атмосфера и правда была домашняя: расставлены фотографии артистов, снимки из спектаклей, портреты самого Чайковского. Справа Одетта, тоже из картона, по центру – Щелкунчик, слева – яркое изображение той сцены из «Спящей красавицы», где принц наклоняется над лежащей Авророй, чтобы поцеловать ее.

Свободных мест не было. Поющая «Серенаду» Анастасия Калагина была прекрасна. Загремел гром, дождь закапал по крыше, но ее голос был мощнее природной стихии. Леонид Мозговой читал стихи и объявлял выходы певцов. Каждый артист пел ровно час. Я возвращалась несколько раз, народу под шатрами нисколько не уменьшалось, хотя погода сжалилась над поклонниками классической музыки.

В шатре на площади Искусств, где показывали киноэкранизации, мультфильмы и фрагменты оперных постановок, зрителей было гораздо меньше. А между тем здесь с трех до пяти часов можно было увидеть записи спектаклей культовых режиссеров ХХ века. Музыковед Ая Макарова комментировала происходящее на экране. Эмоции зашкаливают, все чувства обнажены, и это нервное напряжение передавалось зрителям...

Поговорили о проблеме изображения дуэли в спектаклях современников – на примере соответствующей сцены из спектакля Андреа Брет. Беседа показалась очень любопытной – тем печальней, что слушателей было немного. Погрузиться в позапрошлое столетие нашлось гораздо больше желающих, чем попытаться понять эпатажные современные спектакли под руководством профессионалов.

Толпа собралась в шатре, установленном в саду Шереметевского дворца, где исполняли инструментальную музыку. Первым, кого видели посетители, был Щелкунчик, вдоль дорожки расставили фотографии, у шатра, разумеется, Чайковский. Тем, кто не поместился внутри, приходилось стоять на улице.

Когда утром выступали скрипач Чингиз Османов и пианист Иван Александров, одна женщина даже разрыдалась. Виолончельные пьесы Чайковского, его «Времена года» и другие сочинения погрузили слушателей в подзабытое с детства состояние беспричинного счастья, когда бывало одновременно и грустно, и радостно. Все это композитор выразил в «Детском альбоме», который исполнил народный артист России Павел Егоров. Во время его концерта в шатре было не протолкнуться.

Завершился праздник гала-концертом на площади Искусств. Это было грандиозно, несмотря на моросящий дождь и осеннюю темноту. Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр играл под управлением Станислава Кочановского, пели артисты Мариинского театра, солировали Михаил Гантварг (скрипка) и Федор Абаза (фортепиано). На фоне черного неба выделялись белые нотные листы – и развевались на ветру флаги России.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (5538) от 07.09.2015.


Комментарии