Выбери своего писателя
В Центре искусства и музыки библиотеки им. Маяковского открылась выставка «12 стульев ленинградских писателей». Это интерактивный проект, благодаря которому петербургский литературный музей «ХХ век» пытается понять, какой должна стать будущая экспозиция в новом пространстве на Лермонтовском проспекте, 57 – 59. О чем эта выставка и почему – стулья, нашему корреспонденту Леониду ИВАНОВУ рассказала директор музея «XX век» Наталия АРЕФЬЕВА.

ФОТО alexwhite/shutterstock.com
– До открытия музея в новом пространстве еще далеко, почему вы решили начать именно сейчас?
– Это связано не только с тем, что мы обдумываем концепцию большого музея. Давно появилось желание показать наше собрание.
Основная идея выставки – пригласить зрителя к диалогу, поразмышлять, какие имена и почему остаются в истории. Мы предложили список 11 авторов – Федор Абрамов, Ольга Берггольц, Александр Володин, Сергей Довлатов, Николай Заболоцкий, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Виктор Конецкий, Аркадий и Борис Стругацкие, Даниил Хармс, Евгений Шварц. Ждем мнения зрителей.
– Почему писателей именно одиннадцать и выбраны именно эти имена?
– Мы обратили внимание, что в нашем собрании среди личных вещей собралось много стульев. Они потянули за собой число 12, заставляющее вспомнить о знаменитом романе. Кроме того, мы выбрали имена, узнаваемые молодыми поколениями.
Вокруг стульев, мемориальных и созданных художниками «вымышленных», как у Хармса и братьев Стругацких, развернут мини-музей каждого писателя.
– Двенадцатый стул пока свободен?
– Этот стул мы поместили в пространство Next. Именно здесь посетитель выставки может предложить свою двенадцатую кандидатуру, включая писателей XXI века. Или создать собственный список. Все мнения могут быть выложены на наших музейных страницах в социальных сетях.
Для будущего большого музея нам важно понимать, какие имена интересны публике, что ее больше занимает – биография писателя или смыслы, которые он создает своими текстами.
– Назовите самые интересные мемориальные предметы.
– Это аптечные сигнатуры, выписанные Михаилу Зощенко в 1926 году, когда он активно занимался психоанализом. Ему казалось, что он нащупал причину своей депрессии.
Китель и пилотку Виктора Конецкого любезно согласилась предоставить его вдова Татьяна Валентиновна. Очень рассчитываем получить на выставку несколько вещей от Людмилы Владимировны Крутиковой, вдовы Федора Абрамова. Она много помогала нам в организации музея «ХХ век» в его новом качестве.
– Каким может быть продолжение этого проекта?
– Мечтаем о большой межмузейной выставке, чтобы представить там литературу ХХ века, привлекая коллег из нелитературных музеев, и не только из Петербурга. Но сложностей много, особенно с помещениями.
– Какова сейчас ситуация с вашим будущим домом на Лермонтовском проспекте?
– Напомню, мы получили здание в оперативное управление год назад. Проведено обследование состояния несущих конструкций, оно, скажу так, неутешительное. Обследование предлагает по каждому элементу два варианта – реставрировать или заменить. Второе оказывается проще.
Мы находимся в ситуации аварийных действий – кто-то залез, что-то наклеили на стену, упала штукатурка. И все устраняем, не получая на эти цели никакого финансирования.
Музей подал заявку на проект приспособления здания под музей и на обязательную экспертизу будущего проекта.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (5579) от 03.11.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии