Главная городская газета

Встреча с Алисой в стране селфи

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Зимний без мифов

25 октября в парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца развернется выставка «Зимний дворец и Эрмитаж.1917. Читать полностью

Осенняя премьера спектакля «Милый друг»

17 октября в театре «Балтийский дом» состоялась осенняя премьера спектакля «Милый друг». Читать полностью

Космос - это по-нашему

Новый отечественный фильм «Салют-7» рассказывает об одном из драматичных эпизодов в истории освоения космического пространства. Читать полностью

Йога с Персевалем

На мастер-классе именитого европейского режиссера Люка Персеваля ученики находились преимущественно в позе лотоса. Читать полностью

Пришло время каяться

Директор Русского музея заверил, что икона «Ангел златые власы», вокруг которой разгорелся скандал, никуда перемещаться не будет. Читать полностью

Возрождается традиция площадных цирковых выступлений

В минувшие выходные на Удельном рынке состоялся Фестиваль уличных артистов и циркачей. Представление в духе традиционных площадных забав развернулись на «Площади Шарманщика». Читать полностью
Реклама
Реклама
Встреча с Алисой в стране селфи | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В огромной чайной чашке из податливого пластика нет ни капли воды, только большая ложка. Рядом на блюдце - три «куба» сахара из пенопласта. Ребенок может залезть в чашку и приготовиться слушать и смотреть самую популярную в мире сказку для детей и взрослых, переведенную на 130 языков.

Так начинается выставка «Алиса в Стране чудес». Она открылась в новом выставочном пространстве «Атриум» (Невский пр., 25) и посвящена 150-летию со времени выхода первого издания сказки математика и писателя Чарлза Лютвиджа Доджсона. Он известен нам под псевдонимом Льюис Кэрролл.

Увидев чашку, читатели сразу вспомнят про безумное чаепитие, когда Алиса удивлялась, почему Мартовский заяц и Шляпник сидят на самом краю большого обильного стола и предлагают девочке то, чего на нем нет.

Кто не слышал про Кэрролла, здесь узнают, что произошло 4 июля 1862 года. В тот летний день Доджсон и три сестры, одну звали Алиса Лидделл, катались на лодке по Темзе в окрестностях Оксфорда, где преподавал математик. Чтобы развлечь спутниц, он стал на ходу сочинять сказку. Потом по просьбе Алисы перенес ее на бумагу.

Автор идеи и куратор выставки Мария Милютина вместе с дизайнерами Татьяной Спасоломской и Верой Курицыной перемешали реальность и вымысел. В одном ряду - велосипед Викторианской эпохи с большим передним колесом. На таком мог кататься Доджсон. Здесь же репродукции церковных витражей, созданных художником Джеффри Веббом в 1935 году по мотивам сказки, и репродукции иллюстраций Сальвадора Дали. Как любит говорить Алиса, что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров. В другом ряду - бабочка-вертолет и персонаж сказки - Синяя гусеница, важно сидящая на грибе. Каждый кусочек гриба уменьшает или увеличивает рост Алисы.

В детской комнате можно на себе испытать, что чувствовала Алиса, поев грибов. Для этого надо залезть сначала в крошечный домик Белого кролика, а потом поработать с огромным «лего». Появится и сам кролик, но без часов и вечного страха опоздать к Герцогине, а в виде «высокотехнологичного робота телеприсутствия R-Bot», который отвечает на вопросы публики.

Пока дети общаются с роботом, взрослые могут посмотреть, как бытовала сказка в России. Первый, анонимный, перевод - «Соня в стране дива» был опубликован в 1879 году и успеха не имел. Позже было много попыток, в том числе у Владимира Набокова. Каноническим остается текст филолога и переводчика Нины Демуровой, изданный ровно полвека назад, это еще один красивый юбилей. Настоящая русская алисомания началась в середине 1970-х годов после выхода альбома из двух пластинок со стихами и песнями Владимира Высоцкого.

Специально для выставки художник Анастасия Захарова создала книгу-игру с полным текстом и панно-иллюстрацией, а скульптор Денис Петров - «попытку бюста Кэрролла».

Для желающих остаться в сказке авторы выставки предлагают посмотреть в большой калейдоскоп, они вошли в моду в те же времена, когда Кэрролл сочинил «Алису». Замечательно спародирована современная мода на селфи - любой может залезть в зеркальную трубу-капсулу и сделать снимок себя в виде калейдоскопического набора разноцветных фрагментов.

Для серьезных алисоманов в видеозале крутятся два фильма: анимация Уолта Диснея 1951 года и игровое кино Тима Бертона 2010 года. Самым дотошным предназначен 22-минутный слайд-фильм со всеми иллюстрациями художника Джона Тенниела к первому изданию «Алисы».

Завершается путешествие общей встречей с улыбкой Чеширского кота. Она возникает над сидящей в лодке королевой, которая превратилась в смиренную Белую овцу.

Выставка работает по 22 марта 2017 года. По ней можно путешествовать как самостоятельно, так и с экскурсией. По выходным в залах появляются живые персонажи сказки. Если вы сами не найдете объяснения, почему поездка в Россию была единственным заграничным путешествием Кэрролла, спросите у них.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook