Всемирно известный норвежский пианист открыл фестиваль «Площадь искусств» в Петербурге
Всемирно известный норвежский пианист Лейф Уве Андснес впервые исполнил ля-минорный концерт Грига в Большом зале Филармонии на открытии ХХ международного зимнего фестиваля «Площадь искусств».
ФОТО Стаса ЛЕВШИНА
На пресс-конференции в отеле «Европа» Лейф Уве рассказал о том, что вернулся к одному из самых хрестоматийных фортепианных концертов лишь два месяца назад и уже провел серию выступлений с ним в Америке, включая Карнеги-холл, и Европе. На протяжении почти двадцати лет он не играл шедевр Грига, попросив своего менеджера избавить его от этой «ноши». Молодой Андснес исполнял этот концерт на заре карьеры, но грамотно рассудил, что рискует надолго стать заложником одного сочинения. Сегодня, когда в багаже пианиста есть и Шопен, и Рахманинов, и Шуман, и Брамс, и Сибелиус, и Бетховен, и Моцарт, наконец можно снова вспомнить о родном Григе.
В Большом зале Филармонии концерт ля минор он исполнил вместе с заслуженным коллективом России под управлением швейцарского дирижера Шарля Дютуа, главного приглашенного дирижера петербургской Филармонии. Лейф Уве признался, что в этом концерте, сочиненном 25-летним композитором, он слышит «желание молодого человека покорить мир в сочетании с восторгом и упоением красотой мироздания». На репетиции кто-то из оркестрантов признался, что заметил сходство с мелодикой Чайковского. Автор «Евгения Онегина» действительно был под обаянием музыки норвежского коллеги, написав спустя несколько лет свой Первый фортепианный концерт не без сильного влияния григовского.
Известные любому приличному ученику музыкальной школы первые аккорды концерта были сыграны без малейшего налета трескучего официоза - с глубоким чувством, сообщая традиции новое дыхание. Тот, кто бывал в Норвегии, конечно, под эти звуки представил захватывающую симфонию фьордов, богатый кислородом воздух, пронзительные краски норвежского неба, хотя игра Андснеса и далека от умильного натурализма. Чувствовалось, насколько кровно близка ему музыка соотечественника. В медленной второй части концерта трудно было не расслышать предвосхищение лирики Рахманинова, одного из любимых композиторов норвежского гостя. В залихватском танцевальном финале Лейф Уве взял бодрый темп, который он вместе с оркестром выдержал безупречно. Репетиций с оркестром было, как водится, немного, но солист и оркестр взаимодействовали настолько идеально, будто только и делали, что шлифовали это произведение.
Одна из слушательниц в антракте призналась, что «встреть она Андснеса где-нибудь на улице, ни за что бы не подумала, что перед ней академический исполнитель». Он вышел на эстраду Филармонии с модной стрижкой, в стильном костюме и галстуке. Но первые же звуки «Стейнвея» выдали в нем музыканта, оснащенного феноменальной техникой и невероятным сердцем.
Концерту Грига предшествовала увертюра «Римский карнавал» Берлиоза, 250-летие с года смерти которого отмечают в Европе. В ней вдохновленный и стремительно летящий в вихре праздника оркестр показал, как хорошо и эффективно работается ему с этим главным приглашенным дирижером, дающим русскому оркестру новое дыхание.
Завершала концерт открытия Третья симфония Рахманинова, которую Дютуа выбрал потому, что нечасто доводится ее исполнять, и потому, что сочинена она была в Швейцарии, а премьера представлена в Филадельфии, с симфоническим оркестром которой сотрудничал Шарль Дютуа. Симфония написана словно древнерусской вязью, животворным попевочным орнаментом, с элементами сказочности и национальной героики. Рахманинов нес русское искусство в мир, творя свою мифологию - могучих богатырей, прекрасных царевен, злых волшебников и змеев-горынычей, с которыми должен был сражаться в реалиях нового века, принесшего миру явления, пострашнее сказочных чудищ.
До конца фестиваля «Площадь искусств» здесь продефилируют, по признанию маэстро Темирканова, его друзья, в круг которых попал и американский вокальный ансамбль Take 6 с программой Iconic, и пианист Борис Березовский со скрипачом Сергеем Крыловым, и сопрано Вероника Джиоева, и скрипачи Сергей Догадин с Джошуа Беллом, и пианистка Элисо Вирсаладзе, и хоровой дирижер Владимир Беглецов, и, разумеется, Юрий Башмет. И даже оперетта «Веселая вдова» в Театре музыкальной комедии.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (6589) от 16.12.2019 под заголовком «Дыхание фьордов на площади».
Комментарии