Всего одна жизнь

10 декабря ушел из жизни Сергей Герасимович Микаэлян, фронтовик, режиссер театра и кино, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР.

Всего одна жизнь | ФОТО Василия СМИРНОВА/ТАСС

ФОТО Василия СМИРНОВА/ТАСС

После окончания войны он хорошо помнил, каждый день помнил о том, что лишь один из десяти в его поколении вернулся с войны. Он расскажет о войне в своей книге «Не убит подо Ржевом», расскажет «как правильно ходить на пулеметы». Трудно уцелеть окопнику, солдату-пехотинцу - он сумел. Сумел сохранить жизнь солдатам целого отделения, доверенного ему, обстрелянному бойцу, для участия в атаке на немецкие окопы. Получил свой первый орден - солдатской Славы.

Уцелев в сражениях под Ржевом и Ельней, в 1943 году, после второго ранения, двадцатилетний солдат-пехотинец, московский школьник, выпускник 1941 года, Сергей Герасимович Микаэлян встанет к станку на заводе ЗИС.

Пока новобранцем он шел со своими сверстниками на формирование, ни много ни мало - из Москвы в Йошкар-Олу, учил по дороге Лермонтова - «Демона» и «Мцыри». Вот и на токарный станок он укрепит «Евгения Онегина»...

В день рождения, 1 ноября уходящего 2016 года, ему можно было прочитать любую строку из любого места романа, и он без паузы мог продолжить. В тот день ему исполнилось девяносто три, это был последний день рождения, когда он был с нами.

Теперь с нами останется только память об этом удивительном, светлой души, совестливом и мужественном человеке, вобравшем в себя лучшие черты людей своего поколения. Он самозабвенно служил людям, жил для людей. «Самозабвенно» - звучит парадно-звонко. Нет, здесь это не праздное слово. Сергей Микаэлян действительно жил, сводя заботы о своей персоне к житейскому минимуму. Жил делом, служил своей профессии.

После триумфа его фильма «Премия», увенчанного Государственной премией СССР, директор «Ленфильма» пригласил его к себе и спросил, как он живет. Жил знаменитый кинорежиссер Сергей Герасимович Микаэлян в коммунальной комнатухе. «Обком дает тебе двухкомнатную квартиру!» - торжественно объявил директор. «Зачем мне двухкомнатная? Я живу один. Дайте однокомнатную». «Сегодня один, завтра не один», - резонно сказал дальновидный директор. «Буду не один, тогда и попрошу двухкомнатную. А сейчас другим нужней»...

Разговор был в 1976 году. Надо ли говорить, что последний его день рождения мы отмечали на крохотной кухне в той самой, однокомнатной. Последние годы он не пускал на порог ни журналистов, ни телерепортеров, не оставлявших его своим вниманием. Стеснялся, как-никак народный артист, лауреат, победитель на всесоюзных и международных кинофестивалях... Ему можно было до хрипоты доказывать необходимость сменить жилье, да что там жилье, куртку, наконец, скороходовские «утюги», на что-нибудь поприличнее, ответ был один: «Не интересно! Куртка не продувается, а ботинки не протекают». И весь разговор.

Много ли в нашем окружении, в нашем поле зрения людей, позволяющих себе самую, быть может, высокую роскошь - роскошь безупречной жизни по совести, роскошь педантичной честности в отношениях с живыми и уже не живыми, роскошь жизни без зависти, роскошь служения людям всеми делами и помыслами. И все это без малейших иллюзий относительно Царствия Небесного...

Кстати, в комсомол он вступил на фронте. Получив комсомольский билет в штабе батальона, решил в расположение роты вернуться короткой дорогой. В поле попал под огонь снайпера. Снайпера обыграл. Может быть, потому, что любил шахматы, более всего отвечавшие его нраву. Он и фильм снял, в свое время хорошо прозвучавший, - «Гроссмейстер». Сам он, будучи человеком щедро талантливым, был убежден в том, что и вокруг все люди талантливы. В фильме «Гроссмейстер» он открыл актерские таланты в Викторе Корчном, Михаиле Тале, Илье Авербахе, Марке Тайманове... А в одном из очень важных для него фильмов «Рейс «222» он вообще обошелся без профессиональных актеров даже на главные роли. Наверное, он был режиссером-донором, умевшим свой талант напрямую передать другому.

Один из семнадцати фильмов, поставленных режиссером Сергеем Микаэляном, назывался «Всего одна жизнь». Фильм посвящен человеку редкого мужества, сознававшему свое призвание в служении людям, - Фритьофу Нансену. Выбор героя фильма был для Микаэляна совершенно естественным, это был выбор героя, близкого по духу, способного не только чувствовать боль других людей на любых расстояниях, но и деятельно откликаться, идти на помощь.

Сергей Герасимович Микаэлян не возглавлял фондов, не был общественным деятелем, он служил людям, помогал жить, несмотря ни на что, своими фильмами. Он прославил русских женщин, приравняв их стойкость и труд к воинскому подвигу. Фильм Микаэляна «Вдовы», заставивший поплакать самого генерального секретаря ЦК КПСС, помог решить вопрос пусть с небольшой, но реальной прибавкой к пенсии всем вдовам. А другой его фильм «Влюблен по собственному желанию» вот уже тридцать четыре года дарит людям веру в жизнь, веру в себя.

У каждого из нас всего одна жизнь, Сергей Герасимович Микаэлян подарил ее людям.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (5849) от 12.12.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?