«Все-таки на земле существует справедливость»

На первой церемонии вручения премии Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел» триумфатором стала «Кукушка» Александра Рогожкина. За всю команду отдуваться пришлось Виктору БЫЧКОВУ — исполнителю одной из главных ролей. Он четыре раза поднимался на сцену — получал и свой приз за лучшее исполнение главной мужской роли, и награды за лучший сценарий (Рогожкин), лучшую режиссуру (снова Рогожкин) и, наконец, за лучший фильм. Как только Виктор вернулся из Москвы в Питер, корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» Евгений КОГАН встретился с ним, чтобы разобраться, почему же все-таки «Кукушка» так нравится зрителям.

«Все-таки на земле существует справедливость» |

— Есть вещи, которые сами по себе говорят о вечном, — огонь, вода, небо, рождение, смерть. Можно до бесконечности смотреть на огонь, воду, можно лежать и сутками глядеть в небо. «Кукушка» как раз и есть фильм ни о чем и обо всем, о вечном... Есть вещи, которые необходимо постигать через себя. Я долго жил с ощущением непонимания фразы «когда деревья были большими». Я посмотрел фильм с таким названием, влюбился в него. Но, для того чтобы понять, почему он так называется, был вынужден прийти в парк, где гулял ребенком, и посмотреть на те дубы, которые когда-то для меня были большими, огромными.

— А почему фильм понравился академикам?

— Потому что они такие же люди, как вы и я... Мы в отечественном кино очень долго стояли на коленях и говорили, какие мы плохие. И вот наконец Рогожкин снял фильм про русских, финнов, саами и про то, что все мы — замечательные. Я видел лица зрителей в Китае, которые увидели на экране, что мы — хорошие. Я тут читал интервью с Анни (Анни-Кристиина Юусо, исполнительница одной из главных ролей в фильме «Кукушка». — Е. К.) про то, что саами — одна из старейших народностей на земле, но о ней раньше никто не знал. А теперь знают... Я называю «Кукушку» экологически чистым фильмом — там никто не пьет, не курит и не ругается матом.

— Положа руку на сердце вы можете сказать — да, академики признали этот фильм лучшим. Или награждение — все-таки политика?

— В 1995 году, когда мы получили «Гран-при» «Кинотавра» за «Особенности национальной охоты», я вышел на сцену и сказал: «Все-таки на земле есть справедливость». До конца не уверен, но думаю, что в отношении «Кукушки» люди сказали то, что думают.

— Но ведь эти же люди не выдвинули «Кукушку» на «Оскара».

— Не эти, а некоторые из них. Элем Климов — человек, которого я до бесконечности люблю и уважаю, который снял гениальные фильмы, который создал «Иди и смотри» — фильм на все времена, который в кино понимает все, — так вот он проголосовал за «Кукушку». И я ему верю. А все остальные, наверное, играли в какие-то игры.

— Если честно, вы очень расстроились, когда выдвижение не состоялось?

— Очень расстроилась Анни. Знаю, что расстроился Вилле (Вилле Хаапасало, исполнитель одной из главных ролей в картине «Кукушка». — Е. К.). Я, конечно, тоже расстроился, но потом подумал — если бы фильм послали на «Оскара», но он не получил бы награду, я бы расстроился еще сильнее... Мы иногда забываем, что о нас, живущих в России, судят и по фильмам тоже. В «Кукушке» мы хорошие, говорим правильные вещи, которые понимают все. Поэтому — да, обидно, что нас не выдвинули.

— А где больше лично вас, Виктора Бычкова, — в «Особенностях национальной охоты» или в «Кукушке»?

— Меня больше с моей любимой женщиной Полиной. Я — клоун, я придуриваюсь. Актерство — игра, иногда удачная, иногда не очень. Но, встречаясь с людьми, с которыми работал, я всегда радостно улыбаюсь, и они тоже радостно мне улыбаются. Я вам вот что скажу — фильм получается, если в нужном месте в нужное время собираются люди, нужные друг другу... Я уже как классик заговорил, извините.

— Все правильно — несколько дней назад вас назвали лучшим актером России...

— Я еще не осознал этого.

— И все же, награды и премии для вас важны?

— Я всегда говорил и буду говорить — награды нужны не тебе, а твоим родным, друзьям. Награда — лишнее подтверждение того, что твои близкие любят правильного человека. Награда — возможность лишний раз доказать, что ты все делал правильно. И в этом нет ничего плохого, наоборот.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 18 (2888) от 30.01.2003 года.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?