Все пути – к «Арсеналу»

Музей-заповедник «Царское Село» завершил реставрацию павильона «Арсенал» в Александровском парке. Сооружение из красного кирпича в неоготическом стиле – градостроительная доминанта парка. Сюда сходится большая часть дорожек, отсюда они ведут к другим постройкам. Но «Арсенал» надолго выпал из поля зрения жителей и гостей Царского Села. Сегодня лишь старожилы помнят, что до войны в нем размещался парашютный клуб. Послевоенные десятилетия павильон стоял в полуразрушенном состоянии.

Все пути – к «Арсеналу» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

– В 2014 году пришло осознание: если мы не примем меры, центральный купол и другие конструкции «Арсенала» могут обрушиться. Они были в угрожающем состоянии, – вспоминает директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. – Музей обратился в Министерство культуры, приехала комиссия. В результате были выделены деньги на консервацию, а затем и на реставрационные работы. Практически за год, в рекордный срок, павильон отреставрирован.

Для того чтобы понять, насколько сложными были эти работы, стоит напомнить историю памятника.

Основой «Арсеналу» послужил «Монбижу» – богато украшенный охотничий домик, построенный для императрицы Елизаветы по проекту Чевакинского и Растрелли на территории зверинца, где в естественных условиях содержались животные. Елизавета любила в нем отдыхать во время охоты.

Когда «Монбижу» обветшал, архитектор Адам Менелас перестроил его, взяв за образец павильон в Виндзорском парке. Двухэтажное кирпичное здание с тремя башнями украшали стрельчатые окна с привезенными из Европы подлинными средневековыми витражами, легкие колонны, росписи в интерьерах. Поначалу его называли «Дом рыцаря». В центральном восьмиугольном Рыцарском зале размещалась знаменитая коллекция оружия Николая I. Императора интересовала история рыцарства, он устраивал праздники, копируя средневековые состязания. Не случайно его называли последним рыцарем Европы.

Как часто бывает, в процессе реставрации здания-памятника возникло немало проблем. Прежде всего предстояло «вылечить» конструкции. В центральном зале второго этажа от пола до основания купола сохранилась кирпичная кладка времен «Монбижу». Обследования показали, что она и сегодня в удовлетворительном состоянии.

Менелас заменил деревянный купол Растрелли на кирпичный, сложной формы и конфигурации, на него опиралась историческая система кровли. Купол «Арсенала» семьдесят лет стоял без крыши, специалисты сомневались, выдержит ли он нагрузку. Вес стропил перенесли на стены. Полностью утраченный лепной декор купола в виде готической сетки и декоративной композиции в центре воссоздан по довоенным фотографиям и старинным гравюрам. Тяжелый материал – известково-гипсовый раствор – заменили на гальванику.

Отделка павильона до нашего времени почти не дошла. Немногое сохранилось на первом этаже. Эти участки обработаны олифой и не покрашены. Опытный глаз их заметит. По иконографии воссозданы двери и окна, как и наборные полы из трех пород дерева.

Винтовая металлическая лестница из Рыцарского зала ведет на кровлю. Купол опоясывает галерея, не предназначенная для посетителей. По ней можно попасть в башни. Есть помещение, куда не могут добраться даже музейные сотрудники. Не исключено: так получилось потому, что Менелас не проектировал, а копировал здание по акварели.

Любопытно, что в рабочем состоянии до нашего времени дошла система ливневых стоков павильона. Вода уходит в коллектор, который опоясывает здание, выходит на поверхность в гроте. Окрестные жители, невзирая на объявления и разъяснения, упорно считают это место родником.

Непростой задачей было обеспечить здание теплом и светом. В историческом парке невозможно проложить новые сети, пришлось реконструировать электростанцию. Теперь павильон можно эксплуатировать и зимой.

Здание оборудовано подъемником для людей с ограниченными возможностями.

Для посетителей «Арсенал» откроется осенью. Начался монтаж экспозиции. Известно, что по воле Александра III коллекцию оружия Николая I передали в Эрмитаж, частично ее можно видеть в Рыцарском зале. Достигнута договоренность, что некоторую часть коллекции Эрмитаж на время передаст «Царскому Селу» для «Арсенала».

Кроме вещей, предоставленных Эрмитажем, музей-заповедник покажет собственное собрание восточного оружия, как и коллекции, которые удалось купить на аукционах и у частных коллекционеров. Планируется, что один из залов будет посвящен истории павильона, она того стоит. Отдельный раздел экспозиции расскажет о модном стиле ХIХ века – готике.

– Реставрация «Арсенала» продолжение нынешней стратегии музея – восстановления павильонов Александровского парка, – рассказывает Ольга Таратынова. – Стыдно ссылаться на разрушения и пожары военного времени. Прошло семьдесят лет, пришла пора засучить рукава. Мы приостановили работы в Екатерининском дворце, все силы и средства бросили на восстановление и воссоздание павильонов.

«Арсенал» – взятый рубеж. Началась реставрация павильона «Шапель».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 044 (8466) от 16.03.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?