Все пути – к «Арсеналу»

Музей-заповедник «Царское Село» завершил реставрацию павильона «Арсенал» в Александровском парке. Сооружение из красного кирпича в неоготическом стиле – градостроительная доминанта парка. Сюда сходится большая часть дорожек, отсюда они ведут к другим постройкам. Но «Арсенал» надолго выпал из поля зрения жителей и гостей Царского Села. Сегодня лишь старожилы помнят, что до войны в нем размещался парашютный клуб. Послевоенные десятилетия павильон стоял в полуразрушенном состоянии.

Все пути – к «Арсеналу» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

– В 2014 году пришло осознание: если мы не примем меры, центральный купол и другие конструкции «Арсенала» могут обрушиться. Они были в угрожающем состоянии, – вспоминает директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. – Музей обратился в Министерство культуры, приехала комиссия. В результате были выделены деньги на консервацию, а затем и на реставрационные работы. Практически за год, в рекордный срок, павильон отреставрирован.

Для того чтобы понять, насколько сложными были эти работы, стоит напомнить историю памятника.

Основой «Арсеналу» послужил «Монбижу» – богато украшенный охотничий домик, построенный для императрицы Елизаветы по проекту Чевакинского и Растрелли на территории зверинца, где в естественных условиях содержались животные. Елизавета любила в нем отдыхать во время охоты.

Когда «Монбижу» обветшал, архитектор Адам Менелас перестроил его, взяв за образец павильон в Виндзорском парке. Двухэтажное кирпичное здание с тремя башнями украшали стрельчатые окна с привезенными из Европы подлинными средневековыми витражами, легкие колонны, росписи в интерьерах. Поначалу его называли «Дом рыцаря». В центральном восьмиугольном Рыцарском зале размещалась знаменитая коллекция оружия Николая I. Императора интересовала история рыцарства, он устраивал праздники, копируя средневековые состязания. Не случайно его называли последним рыцарем Европы.

Как часто бывает, в процессе реставрации здания-памятника возникло немало проблем. Прежде всего предстояло «вылечить» конструкции. В центральном зале второго этажа от пола до основания купола сохранилась кирпичная кладка времен «Монбижу». Обследования показали, что она и сегодня в удовлетворительном состоянии.

Менелас заменил деревянный купол Растрелли на кирпичный, сложной формы и конфигурации, на него опиралась историческая система кровли. Купол «Арсенала» семьдесят лет стоял без крыши, специалисты сомневались, выдержит ли он нагрузку. Вес стропил перенесли на стены. Полностью утраченный лепной декор купола в виде готической сетки и декоративной композиции в центре воссоздан по довоенным фотографиям и старинным гравюрам. Тяжелый материал – известково-гипсовый раствор – заменили на гальванику.

Отделка павильона до нашего времени почти не дошла. Немногое сохранилось на первом этаже. Эти участки обработаны олифой и не покрашены. Опытный глаз их заметит. По иконографии воссозданы двери и окна, как и наборные полы из трех пород дерева.

Винтовая металлическая лестница из Рыцарского зала ведет на кровлю. Купол опоясывает галерея, не предназначенная для посетителей. По ней можно попасть в башни. Есть помещение, куда не могут добраться даже музейные сотрудники. Не исключено: так получилось потому, что Менелас не проектировал, а копировал здание по акварели.

Любопытно, что в рабочем состоянии до нашего времени дошла система ливневых стоков павильона. Вода уходит в коллектор, который опоясывает здание, выходит на поверхность в гроте. Окрестные жители, невзирая на объявления и разъяснения, упорно считают это место родником.

Непростой задачей было обеспечить здание теплом и светом. В историческом парке невозможно проложить новые сети, пришлось реконструировать электростанцию. Теперь павильон можно эксплуатировать и зимой.

Здание оборудовано подъемником для людей с ограниченными возможностями.

Для посетителей «Арсенал» откроется осенью. Начался монтаж экспозиции. Известно, что по воле Александра III коллекцию оружия Николая I передали в Эрмитаж, частично ее можно видеть в Рыцарском зале. Достигнута договоренность, что некоторую часть коллекции Эрмитаж на время передаст «Царскому Селу» для «Арсенала».

Кроме вещей, предоставленных Эрмитажем, музей-заповедник покажет собственное собрание восточного оружия, как и коллекции, которые удалось купить на аукционах и у частных коллекционеров. Планируется, что один из залов будет посвящен истории павильона, она того стоит. Отдельный раздел экспозиции расскажет о модном стиле ХIХ века – готике.

– Реставрация «Арсенала» продолжение нынешней стратегии музея – восстановления павильонов Александровского парка, – рассказывает Ольга Таратынова. – Стыдно ссылаться на разрушения и пожары военного времени. Прошло семьдесят лет, пришла пора засучить рукава. Мы приостановили работы в Екатерининском дворце, все силы и средства бросили на восстановление и воссоздание павильонов.

«Арсенал» – взятый рубеж. Началась реставрация павильона «Шапель».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 044 (8466) от 16.03.2016.


Комментарии