Главная городская газета

Все они прекрасные люди

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Лицейский дух

Царскосельский лицей ругали многие. И один из последних по успеваемости лицеистов Александр Пушкин, и один из лучших учеников - Модест Корф... Читать полностью

Много слов для Вагнера

Исполнение всех четырех опер тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера на Новой сцене Мариинского театра с 19 по 22 октября посвящено памяти Рихарда Тримборна. Читать полностью

Выставка одного экспоната

В Государственном музее истории религии открылась выставка одного экспоната «И. Айвазовский. Хождение по водам». Читать полностью

Сестрам больше не нужно в Москву

Юрий Грымов представил публике свою экранную версию чеховской пьесы. Читать полностью

Люди и страсти Елены Маркиной

В Театре Ленсовета состоялся бенефис народной артистки России Елены Маркиной, проработавшей на этой сцене более 50 лет. Читать полностью

Лучше, чем он, Хлестакова никто не играл

20 октября театральный Петербург отметит 90-летие со дня рождения народного артиста СССР Игоря Олеговича Горбачева. Читать полностью
Реклама
Реклама
Все они прекрасные люди | ФОТО с сайта mdt-dodin.ru<br>Успех спектакля «Вишневый сад» подтвержден не только «Золотым софитом»,но и зрительским ажиотажем. Билеты в «МДТ — Театр Европы» раскупаются мгновенно.

ФОТО с сайта mdt-dodin.ru
Успех спектакля «Вишневый сад» подтвержден не только «Золотым софитом»,но и зрительским ажиотажем. Билеты в «МДТ — Театр Европы» раскупаются мгновенно.

В Петербурге в очередной раз состоялась церемония награждения высшей театральной премией «Золотой софит». Как и следовало ожидать, никаких сюрпризов не приключилось. Вручили, кому следовало.

Все происходит согласно установленному раз и навсегда порядку, лучше всего выраженному поговоркой: «Всем сестрам — по серьгам» (множество статей о «Софите» в прессе уже были названы и еще будут названы именно так). Это означает, что по возможности следует чем-нибудь весомым наградить все «главные» театры Петербурга и поощрить «неглавные». А если таких возможностей нет (ну вот не поставили во всеми уважаемом театре в отчетном сезоне совсем-совсем ничего выдающегося), то следует эти возможности непременно изыскать («разглядев» особые достоинства в самой безобидной посредственности).

Эта равномерность распределения золотых статуэток одно время притягивала к себе любопытные взоры некоторых критиков и театральной общественности.

В самом деле, пожалуй, ни одно профессиональное жюри не смогло бы проголосовать так, чтобы награды чудесным образом оказались почти во всех номинированных театрах. Но секрет чуда довольно прост: «Золотой софит» — одна из самых непрозрачных профессиональных премий даже по российским меркам, полный списочный состав тех, кто принимает участие в голосовании, до сих пор является одной из самых скрываемых «петербургских тайн».

Известно, что это номинационный совет, оргкомитет и бюро правления СТД, но боже упаси начать выяснять, кто из этих уважаемых деятелей культуры за кого голосовал и главное — какие именно спектакли посмотрел лично. От былого единодушия не остается и следа. Несколько лет назад на этой почве даже случился серьезный скандал, закончившийся сменой экспертного совета драматического театра, но сам принцип «сестер и серег» от этого ни капельки не пострадал. Уж слишком благолепен.

Поэтому — вне зависимости от качества спектаклей прошедшего сезона — яркость «золотых софитов» оказывается несколько притушенной. Это спектакли делают честь премии (да и то не всегда) — не наоборот. Раз в год петербургский театральный истеблишмент награждает сам себя и приглашает зрителей порадоваться за него. Отчего бы и не порадоваться, в самом деле.

В драматическом театре в этом году главные призы достались МДТ Льва Додина. Как говорилось в одном хорошем детективе: «Удивите меня!». Додинский «Вишневый сад» получил «Софиты» за лучший спектакль на большой сцене, лучшую работу режиссера и лучшую роль второго плана — Олег Рязанцев в роли Пети Трофимова. МДТ делает нечастые перерывы в получении «Золотых софитов» (разве что большой премьеры за сезон не случится), а в этом году, соревнуясь с «Макбетом» Люка Персеваля, «Графоманом» Александра Баргмана и спектаклем «Все мы прекрасные люди» Юрия Бутусова, мог праздновать победу еще на уровне номинации — «за явным преимуществом».

Практически так же — соревнованием без соревнования — выглядела и «борьба» за «Золотые софиты» на Малой сцене. В этом году там участвовала «Алиса» Андрея Могучего, и при всех достоинствах, к примеру, спектакля «Ю» НДТ Льва Эренбурга предположить, что первая премьера нового худрука БДТ с Алисой Фрейндлих в заглавной роли не будет удостоена золотой статуэтки, было бы чрезмерным простодушием. Сама актриса закономерно получила «Софит» за лучшую женскую роль.

А вот дальше Капитан Очевидность с поклоном покидает сцену, потому что пространство для маневра у организаторов премии несколько расширяется, надо распределить оставшиеся «Софиты» по оставшимся театрам. Задача решена не без изящества: в «Балтийский дом» ушел «Софит» за лучшую работу художника (Аннет Курц и Марк Ван Денесс за «Макбета»), в Театр имени Ленсовета — «Софит» за лучшую мужскую роль (Сергей Перегудов в роли Ракитина в спектакле «Все мы прекрасные люди»). Могут ли спектакли Персеваля и Бутусова (по разным, едва ли не противоположным, причинам) не вызывать сомнений у жюри, многие годы единодушно голосующего за театр Додина? Навряд ли. Но значит ли это, что уважаемые театры должны быть лишены своих «Софитов»? Да боже избавь.

Казалось бы, без «Софита» в этом раскладе остается Театр имени Комиссаржевской — но нет, он получает премию с формулировкой за «лучший ансамбль» (Анна Вартаньян и Сергей Бызгу в «Графомане»). Не страшно, что спектакль второсортный: кто скажет, что эти два актера не ансамбль?! Ансамбль и есть.

Померк «Золотой софит» в этом сезоне лишь для «Приюта комедианта» с «Пигмалионом» Дитятковского и «Русской антрепризы» с «Мадам Бовари» Жолдака. Если первый, кажется, просто не вписался в «софитное» уравнение (в Петербурге Дитятковскому Додина в режиссерской номинации, конечно же, «не сбороть», но Владимир Селезнев в роли Хиггинса ничуть не хуже Сергея Перегудова в роли Ракитина), то во втором случае неудачу можно списать на всеобщий ужас перед фамилией Жолдак, а быть может, и на смену культурного руководства города, особо благоволившего театру Фурманова.

Главными для «Софита» негосударственными театрами в этом году были названы театр «За Черной речкой» («Буря» Ивана Стависского), «Открытое пространство» («Андрей Иванович возвращается домой» Романа Габриа) и «Театро ди Капуа» («Жизнь за царя» Джулиано ди Капуа). Каждый из этих театров получил по «Софиту» с разными формулировками.

Потому что в государственном театре служат режиссеры, актеры и художники или же в негосударственном — для высшей театральной премии Петербурга важно одно: от «Софита» рано или поздно не уйдет никто. Потому что все они прекрасные люди.


От редакции

Лучшим спектаклем в оперном театре признана постановка Юрия Александрова «Не только любовь» в театре «Санкт-Петербург-опера». За лучшую женскую роль в опере «Золотой софит» получила Татьяна Сержан («Трубадур», Мариинский театр), за мужскую — Александр Кузнецов («Царская невеста», Михайловский театр).

«Лучший балетный спектакль крупной формы» — «Тщетная предосторожность» Л. Герольда (хореография Фредерика Аштона, Михайловский театр). «Лучший балетный спектакль малой формы» Сoncerto DSCH (хореография Алексея Ратманского, Мариинский театр).

Виктория Терешкина получила «Золотой софит» за исполнение роли Сильвии в спектакле «Сильвия» (хореография Фредерика Аштона, Мариинский театр), Алексей Кузнецов — за роль Алена в спектакле «Тщетная предосторожность» (хореография Фредерика Аштона, Михайловский театр).

Лучшей работой художника признана сценография и костюмы к спектаклю «Левша», созданные Александром Орловым и Ириной Чередниковой для постановки Алексея Степанюка в Мариинском театре.

«Софиты» за лучшую женскую и мужскую роли в оперетте и мюзикле получили Юлия Надервель (Нинет в спектакле «Тридцать первое июня» в постановке Бориса Павловича, театр «Карамболь») и Евгений Зайцев — за роль Чаплина в спектакле «Чаплин» в постановке Уоррена Карлайла (Театр музыкальной комедии).

Лучший спектакль в кукольном театре — «Аленький цветочек» в постановке Анны Викторовой (театр «Кукольный формат»). За роль Настеньки в этом спектакле получила «Золотой софит» Ольга Донец. Лучшим режиссером в кукольном жанре признан Алексей Лелявский за постановку спектакля «Одиссей» (театр KARLSSON HAUS).

Лучшим спектаклем в негосударственных театрах названа «Буря» в постановке Ивана Стависского (театр «За Черной речкой»). Лучшим актером — Сергей Агафонов («Андрей Иванович возвращается домой», театральная компания «Открытое пространство»), а лучшим актерским ансамблем — коллектив спектакля «Жизнь за царя» в постановке Джулиано ди Капуа — Илона Маркарова, Павел Михайлов, Александр Кошкидько, Игорь Устинович, Андрей Жуков («Театро ди Капуа»).

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook