Все они прекрасные люди

В Петербурге в очередной раз состоялась церемония награждения высшей театральной премией «Золотой софит». Как и следовало ожидать, никаких сюрпризов не приключилось. Вручили, кому следовало.

Все они прекрасные люди | ФОТО с сайта mdt-dodin.ru<br>Успех спектакля «Вишневый сад» подтвержден не только «Золотым софитом»,но и зрительским ажиотажем. Билеты в «МДТ — Театр Европы» раскупаются мгновенно.

ФОТО с сайта mdt-dodin.ru
Успех спектакля «Вишневый сад» подтвержден не только «Золотым софитом»,но и зрительским ажиотажем. Билеты в «МДТ — Театр Европы» раскупаются мгновенно.

Все происходит согласно установленному раз и навсегда порядку, лучше всего выраженному поговоркой: «Всем сестрам — по серьгам» (множество статей о «Софите» в прессе уже были названы и еще будут названы именно так). Это означает, что по возможности следует чем-нибудь весомым наградить все «главные» театры Петербурга и поощрить «неглавные». А если таких возможностей нет (ну вот не поставили во всеми уважаемом театре в отчетном сезоне совсем-совсем ничего выдающегося), то следует эти возможности непременно изыскать («разглядев» особые достоинства в самой безобидной посредственности).

Эта равномерность распределения золотых статуэток одно время притягивала к себе любопытные взоры некоторых критиков и театральной общественности.

В самом деле, пожалуй, ни одно профессиональное жюри не смогло бы проголосовать так, чтобы награды чудесным образом оказались почти во всех номинированных театрах. Но секрет чуда довольно прост: «Золотой софит» — одна из самых непрозрачных профессиональных премий даже по российским меркам, полный списочный состав тех, кто принимает участие в голосовании, до сих пор является одной из самых скрываемых «петербургских тайн».

Известно, что это номинационный совет, оргкомитет и бюро правления СТД, но боже упаси начать выяснять, кто из этих уважаемых деятелей культуры за кого голосовал и главное — какие именно спектакли посмотрел лично. От былого единодушия не остается и следа. Несколько лет назад на этой почве даже случился серьезный скандал, закончившийся сменой экспертного совета драматического театра, но сам принцип «сестер и серег» от этого ни капельки не пострадал. Уж слишком благолепен.

Поэтому — вне зависимости от качества спектаклей прошедшего сезона — яркость «золотых софитов» оказывается несколько притушенной. Это спектакли делают честь премии (да и то не всегда) — не наоборот. Раз в год петербургский театральный истеблишмент награждает сам себя и приглашает зрителей порадоваться за него. Отчего бы и не порадоваться, в самом деле.

В драматическом театре в этом году главные призы достались МДТ Льва Додина. Как говорилось в одном хорошем детективе: «Удивите меня!». Додинский «Вишневый сад» получил «Софиты» за лучший спектакль на большой сцене, лучшую работу режиссера и лучшую роль второго плана — Олег Рязанцев в роли Пети Трофимова. МДТ делает нечастые перерывы в получении «Золотых софитов» (разве что большой премьеры за сезон не случится), а в этом году, соревнуясь с «Макбетом» Люка Персеваля, «Графоманом» Александра Баргмана и спектаклем «Все мы прекрасные люди» Юрия Бутусова, мог праздновать победу еще на уровне номинации — «за явным преимуществом».

Практически так же — соревнованием без соревнования — выглядела и «борьба» за «Золотые софиты» на Малой сцене. В этом году там участвовала «Алиса» Андрея Могучего, и при всех достоинствах, к примеру, спектакля «Ю» НДТ Льва Эренбурга предположить, что первая премьера нового худрука БДТ с Алисой Фрейндлих в заглавной роли не будет удостоена золотой статуэтки, было бы чрезмерным простодушием. Сама актриса закономерно получила «Софит» за лучшую женскую роль.

А вот дальше Капитан Очевидность с поклоном покидает сцену, потому что пространство для маневра у организаторов премии несколько расширяется, надо распределить оставшиеся «Софиты» по оставшимся театрам. Задача решена не без изящества: в «Балтийский дом» ушел «Софит» за лучшую работу художника (Аннет Курц и Марк Ван Денесс за «Макбета»), в Театр имени Ленсовета — «Софит» за лучшую мужскую роль (Сергей Перегудов в роли Ракитина в спектакле «Все мы прекрасные люди»). Могут ли спектакли Персеваля и Бутусова (по разным, едва ли не противоположным, причинам) не вызывать сомнений у жюри, многие годы единодушно голосующего за театр Додина? Навряд ли. Но значит ли это, что уважаемые театры должны быть лишены своих «Софитов»? Да боже избавь.

Казалось бы, без «Софита» в этом раскладе остается Театр имени Комиссаржевской — но нет, он получает премию с формулировкой за «лучший ансамбль» (Анна Вартаньян и Сергей Бызгу в «Графомане»). Не страшно, что спектакль второсортный: кто скажет, что эти два актера не ансамбль?! Ансамбль и есть.

Померк «Золотой софит» в этом сезоне лишь для «Приюта комедианта» с «Пигмалионом» Дитятковского и «Русской антрепризы» с «Мадам Бовари» Жолдака. Если первый, кажется, просто не вписался в «софитное» уравнение (в Петербурге Дитятковскому Додина в режиссерской номинации, конечно же, «не сбороть», но Владимир Селезнев в роли Хиггинса ничуть не хуже Сергея Перегудова в роли Ракитина), то во втором случае неудачу можно списать на всеобщий ужас перед фамилией Жолдак, а быть может, и на смену культурного руководства города, особо благоволившего театру Фурманова.

Главными для «Софита» негосударственными театрами в этом году были названы театр «За Черной речкой» («Буря» Ивана Стависского), «Открытое пространство» («Андрей Иванович возвращается домой» Романа Габриа) и «Театро ди Капуа» («Жизнь за царя» Джулиано ди Капуа). Каждый из этих театров получил по «Софиту» с разными формулировками.

Потому что в государственном театре служат режиссеры, актеры и художники или же в негосударственном — для высшей театральной премии Петербурга важно одно: от «Софита» рано или поздно не уйдет никто. Потому что все они прекрасные люди.


От редакции

Лучшим спектаклем в оперном театре признана постановка Юрия Александрова «Не только любовь» в театре «Санкт-Петербург-опера». За лучшую женскую роль в опере «Золотой софит» получила Татьяна Сержан («Трубадур», Мариинский театр), за мужскую — Александр Кузнецов («Царская невеста», Михайловский театр).

«Лучший балетный спектакль крупной формы» — «Тщетная предосторожность» Л. Герольда (хореография Фредерика Аштона, Михайловский театр). «Лучший балетный спектакль малой формы» Сoncerto DSCH (хореография Алексея Ратманского, Мариинский театр).

Виктория Терешкина получила «Золотой софит» за исполнение роли Сильвии в спектакле «Сильвия» (хореография Фредерика Аштона, Мариинский театр), Алексей Кузнецов — за роль Алена в спектакле «Тщетная предосторожность» (хореография Фредерика Аштона, Михайловский театр).

Лучшей работой художника признана сценография и костюмы к спектаклю «Левша», созданные Александром Орловым и Ириной Чередниковой для постановки Алексея Степанюка в Мариинском театре.

«Софиты» за лучшую женскую и мужскую роли в оперетте и мюзикле получили Юлия Надервель (Нинет в спектакле «Тридцать первое июня» в постановке Бориса Павловича, театр «Карамболь») и Евгений Зайцев — за роль Чаплина в спектакле «Чаплин» в постановке Уоррена Карлайла (Театр музыкальной комедии).

Лучший спектакль в кукольном театре — «Аленький цветочек» в постановке Анны Викторовой (театр «Кукольный формат»). За роль Настеньки в этом спектакле получила «Золотой софит» Ольга Донец. Лучшим режиссером в кукольном жанре признан Алексей Лелявский за постановку спектакля «Одиссей» (театр KARLSSON HAUS).

Лучшим спектаклем в негосударственных театрах названа «Буря» в постановке Ивана Стависского (театр «За Черной речкой»). Лучшим актером — Сергей Агафонов («Андрей Иванович возвращается домой», театральная компания «Открытое пространство»), а лучшим актерским ансамблем — коллектив спектакля «Жизнь за царя» в постановке Джулиано ди Капуа — Илона Маркарова, Павел Михайлов, Александр Кошкидько, Игорь Устинович, Андрей Жуков («Театро ди Капуа»).

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (5339) от 13.11.2014.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.