Все они прекрасные люди

В Петербурге в очередной раз состоялась церемония награждения высшей театральной премией «Золотой софит». Как и следовало ожидать, никаких сюрпризов не приключилось. Вручили, кому следовало.

Все они прекрасные люди | ФОТО с сайта mdt-dodin.ru<br>Успех спектакля «Вишневый сад» подтвержден не только «Золотым софитом»,но и зрительским ажиотажем. Билеты в «МДТ — Театр Европы» раскупаются мгновенно.

ФОТО с сайта mdt-dodin.ru
Успех спектакля «Вишневый сад» подтвержден не только «Золотым софитом»,но и зрительским ажиотажем. Билеты в «МДТ — Театр Европы» раскупаются мгновенно.

Все происходит согласно установленному раз и навсегда порядку, лучше всего выраженному поговоркой: «Всем сестрам — по серьгам» (множество статей о «Софите» в прессе уже были названы и еще будут названы именно так). Это означает, что по возможности следует чем-нибудь весомым наградить все «главные» театры Петербурга и поощрить «неглавные». А если таких возможностей нет (ну вот не поставили во всеми уважаемом театре в отчетном сезоне совсем-совсем ничего выдающегося), то следует эти возможности непременно изыскать («разглядев» особые достоинства в самой безобидной посредственности).

Эта равномерность распределения золотых статуэток одно время притягивала к себе любопытные взоры некоторых критиков и театральной общественности.

В самом деле, пожалуй, ни одно профессиональное жюри не смогло бы проголосовать так, чтобы награды чудесным образом оказались почти во всех номинированных театрах. Но секрет чуда довольно прост: «Золотой софит» — одна из самых непрозрачных профессиональных премий даже по российским меркам, полный списочный состав тех, кто принимает участие в голосовании, до сих пор является одной из самых скрываемых «петербургских тайн».

Известно, что это номинационный совет, оргкомитет и бюро правления СТД, но боже упаси начать выяснять, кто из этих уважаемых деятелей культуры за кого голосовал и главное — какие именно спектакли посмотрел лично. От былого единодушия не остается и следа. Несколько лет назад на этой почве даже случился серьезный скандал, закончившийся сменой экспертного совета драматического театра, но сам принцип «сестер и серег» от этого ни капельки не пострадал. Уж слишком благолепен.

Поэтому — вне зависимости от качества спектаклей прошедшего сезона — яркость «золотых софитов» оказывается несколько притушенной. Это спектакли делают честь премии (да и то не всегда) — не наоборот. Раз в год петербургский театральный истеблишмент награждает сам себя и приглашает зрителей порадоваться за него. Отчего бы и не порадоваться, в самом деле.

В драматическом театре в этом году главные призы достались МДТ Льва Додина. Как говорилось в одном хорошем детективе: «Удивите меня!». Додинский «Вишневый сад» получил «Софиты» за лучший спектакль на большой сцене, лучшую работу режиссера и лучшую роль второго плана — Олег Рязанцев в роли Пети Трофимова. МДТ делает нечастые перерывы в получении «Золотых софитов» (разве что большой премьеры за сезон не случится), а в этом году, соревнуясь с «Макбетом» Люка Персеваля, «Графоманом» Александра Баргмана и спектаклем «Все мы прекрасные люди» Юрия Бутусова, мог праздновать победу еще на уровне номинации — «за явным преимуществом».

Практически так же — соревнованием без соревнования — выглядела и «борьба» за «Золотые софиты» на Малой сцене. В этом году там участвовала «Алиса» Андрея Могучего, и при всех достоинствах, к примеру, спектакля «Ю» НДТ Льва Эренбурга предположить, что первая премьера нового худрука БДТ с Алисой Фрейндлих в заглавной роли не будет удостоена золотой статуэтки, было бы чрезмерным простодушием. Сама актриса закономерно получила «Софит» за лучшую женскую роль.

А вот дальше Капитан Очевидность с поклоном покидает сцену, потому что пространство для маневра у организаторов премии несколько расширяется, надо распределить оставшиеся «Софиты» по оставшимся театрам. Задача решена не без изящества: в «Балтийский дом» ушел «Софит» за лучшую работу художника (Аннет Курц и Марк Ван Денесс за «Макбета»), в Театр имени Ленсовета — «Софит» за лучшую мужскую роль (Сергей Перегудов в роли Ракитина в спектакле «Все мы прекрасные люди»). Могут ли спектакли Персеваля и Бутусова (по разным, едва ли не противоположным, причинам) не вызывать сомнений у жюри, многие годы единодушно голосующего за театр Додина? Навряд ли. Но значит ли это, что уважаемые театры должны быть лишены своих «Софитов»? Да боже избавь.

Казалось бы, без «Софита» в этом раскладе остается Театр имени Комиссаржевской — но нет, он получает премию с формулировкой за «лучший ансамбль» (Анна Вартаньян и Сергей Бызгу в «Графомане»). Не страшно, что спектакль второсортный: кто скажет, что эти два актера не ансамбль?! Ансамбль и есть.

Померк «Золотой софит» в этом сезоне лишь для «Приюта комедианта» с «Пигмалионом» Дитятковского и «Русской антрепризы» с «Мадам Бовари» Жолдака. Если первый, кажется, просто не вписался в «софитное» уравнение (в Петербурге Дитятковскому Додина в режиссерской номинации, конечно же, «не сбороть», но Владимир Селезнев в роли Хиггинса ничуть не хуже Сергея Перегудова в роли Ракитина), то во втором случае неудачу можно списать на всеобщий ужас перед фамилией Жолдак, а быть может, и на смену культурного руководства города, особо благоволившего театру Фурманова.

Главными для «Софита» негосударственными театрами в этом году были названы театр «За Черной речкой» («Буря» Ивана Стависского), «Открытое пространство» («Андрей Иванович возвращается домой» Романа Габриа) и «Театро ди Капуа» («Жизнь за царя» Джулиано ди Капуа). Каждый из этих театров получил по «Софиту» с разными формулировками.

Потому что в государственном театре служат режиссеры, актеры и художники или же в негосударственном — для высшей театральной премии Петербурга важно одно: от «Софита» рано или поздно не уйдет никто. Потому что все они прекрасные люди.


От редакции

Лучшим спектаклем в оперном театре признана постановка Юрия Александрова «Не только любовь» в театре «Санкт-Петербург-опера». За лучшую женскую роль в опере «Золотой софит» получила Татьяна Сержан («Трубадур», Мариинский театр), за мужскую — Александр Кузнецов («Царская невеста», Михайловский театр).

«Лучший балетный спектакль крупной формы» — «Тщетная предосторожность» Л. Герольда (хореография Фредерика Аштона, Михайловский театр). «Лучший балетный спектакль малой формы» Сoncerto DSCH (хореография Алексея Ратманского, Мариинский театр).

Виктория Терешкина получила «Золотой софит» за исполнение роли Сильвии в спектакле «Сильвия» (хореография Фредерика Аштона, Мариинский театр), Алексей Кузнецов — за роль Алена в спектакле «Тщетная предосторожность» (хореография Фредерика Аштона, Михайловский театр).

Лучшей работой художника признана сценография и костюмы к спектаклю «Левша», созданные Александром Орловым и Ириной Чередниковой для постановки Алексея Степанюка в Мариинском театре.

«Софиты» за лучшую женскую и мужскую роли в оперетте и мюзикле получили Юлия Надервель (Нинет в спектакле «Тридцать первое июня» в постановке Бориса Павловича, театр «Карамболь») и Евгений Зайцев — за роль Чаплина в спектакле «Чаплин» в постановке Уоррена Карлайла (Театр музыкальной комедии).

Лучший спектакль в кукольном театре — «Аленький цветочек» в постановке Анны Викторовой (театр «Кукольный формат»). За роль Настеньки в этом спектакле получила «Золотой софит» Ольга Донец. Лучшим режиссером в кукольном жанре признан Алексей Лелявский за постановку спектакля «Одиссей» (театр KARLSSON HAUS).

Лучшим спектаклем в негосударственных театрах названа «Буря» в постановке Ивана Стависского (театр «За Черной речкой»). Лучшим актером — Сергей Агафонов («Андрей Иванович возвращается домой», театральная компания «Открытое пространство»), а лучшим актерским ансамблем — коллектив спектакля «Жизнь за царя» в постановке Джулиано ди Капуа — Илона Маркарова, Павел Михайлов, Александр Кошкидько, Игорь Устинович, Андрей Жуков («Театро ди Капуа»).

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (5339) от 13.11.2014.


Комментарии