Все из одного гнезда

Много лет назад в Ленинграде существовала замечательная традиция: ежегодно БКЗ «Октябрьский» предоставлял свою сцену ученикам и звездным выпускникам Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. В концертной программе соединялись силы тех, кто лишь мечтал завоевать подмостки академических театров, и тех счастливцев, кто сумел упорным трудом достичь вершин в царстве Терпсихоры..

Все из одного гнезда | ФОТО Жанны ЧУЛЬ/предоставлено организаторами концерта

ФОТО Жанны ЧУЛЬ/предоставлено организаторами концерта

Традиции, к сожалению, порой угасают. Ректор Академии им. Вагановой Николай Цискаридзе приложил немало усилий, чтобы возродить благородную традицию. В концерте, показанном на сцене БКЗ «Октябрьский», он сумел соединить прошлое и настоящее, юных неофитов и зрелых мастеров, воскресил забытые имена и ушедшие в тень хореографические шедевры. Выпускники академии востребованы во всем мире. Среди тех, кто внес свою лепту в программу концерта: Валентин Елизарьев – художественный руководитель Театра балета Республики Беларусь, Михаил Лобухин – премьер Большого театра России, Юлия Степанова и Камиль Янгузаров – солисты Кремлевского балета. Но, как сказал в своем выступлении Андрис Лиепа, все они из одного гнезда.

В концерте была своя драматургия. Как парадное антре бессмертной классики прозвучали фрагменты из балетов Августа Бурнонвиля «Школа танца» и Мариуса Петипа «Пробуждение Флоры». Эти хореографические полотна дали возможность ученикам проявить подлинную академичность танца, элегантное совершенство формы, благородную петербургскую манеру исполнения.

Второе отделение концерта было отдано современным хореографам. В 1968 году танцовщик Кировского театра Игорь Чернышев поставил на сцене Малого оперного театра балет «Антоний и Клеопатра», в котором блистали Алла Осипенко и Джон Марковский. Со временем спектакль исчез из репертуара, однако его самые яркие моменты сохранились в памяти корифеев. Премьеры Михайловского театра Ирина Перрен и Марат Шемиунов исполнили адажио из балета с необычайным сочетанием сияющей силы и страсти. Скульптурно законченные позы пленяли красотой и графической четкостью.

В послужном списке Валентина Елизарьева немало крупных, полнометражных балетов, но хореографическая миниатюра – один из его излюбленных жанров. «Настроение» на музыку Родиона Щедрина замечательно исполнили Юлия Степанова и Камиль Янгузаров, наполнив хореографический сонет тонкими психологическими нюансами.

Аплодисменты раздались как только прозвучали первые слова песни Владимира Высоцкого «Все не так». На эту песню-исповедь балетмейстер Марихара Ивата поставил танец-монолог, в котором Михаил Лобухин виртуозно раскрыл душевную боль и отчаяние героя, гибель его надежд.

Своеобразным подарком зрителям стало участие в концерте Николая Цискаридзе и Юлии Махалиной (на снимке), которые исполнили хореографическую миниатюру «Послеполуденный отдых Фавна», сочиненную в 1912 году Вацлавом Нижинским. Словно сквозь патину времени проступали угловатые, прихотливо изменчивые позы Фавна и тонкая, кружевная пластика тела Нимфы. Танцуя изысканную безыскусность, танцовщики создавали образ живой природы, мир поэтического бытия.

Своеобразным дополнением к концерту стал сборник очерков, изданный Академией им. Вагановой, – «Выдающиеся мастера и выпускники Петербургской школы балета», куда вошли воспоминания о Джордже Баланчине, Никите Долгушине, Нинели Кургапкиной, Ольге Преображенской, интервью с Ольгой Моисеевой и Людмилой Софроновой.

Традиция соединять прошлое и день сегодняшний возрождается. Первый шаг сделан.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (5364) от 18.12.2014.


Комментарии