Все начиналось с фуэте. Солисты Михайловского театра – о классическом балете

12 ноября в ДК им. Ленсовета состоится гала-концерт «Созвездие классики». Фарух Рузиматов, Игорь Колб, Рената Шакирова и другие солисты ведущих театров представят фрагменты из самых знаменитых классических балетов. Солисты Михайловского театра Ирина ПЕРРЕН и Марат ШЕМИУНОВ (на снимке) рассказали обозревателю «Санкт-Петербургских ведомостей» Зинаиде АРСЕНЬЕВОЙ о балетах «Спартак» и «Ледяная дева», фрагменты из которых исполнят, об уроках классического танца для детей и взрослых и о многом другом.

Все начиналось с фуэте. Солисты Михайловского театра – о классическом балете | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

– Гала-концерт обычно завершает балетные фестивали. Вы же с коллегами превратили его в самостоятельный жанр, предлагая публике самое-самое из различных балетов. Эффектно. Но не снижает ли это ценность балетного искусства, не превращает ли в набор сложных па и прыжков?

Шемиулин портрет.jpg

– Гала – это и правда самостоятельный жанр. В переводе с французского gala означает торжественный, праздничный. Посетив гала-концерт, увидев фрагменты из разных спектаклей, можно, на наш взгляд, узнать о балетном искусстве больше, чем посмотрев один цельный балет. И в дальнейшем можно побывать на спектаклях, фрагменты из которых вам особенно понравились.

– В предстоящем концерте вы предстанете в образах Эгины и Красса из балета Арама Хачатуряна «Спартак» в постановке Георгия Ковтуна. Расскажите, пожалуйста, об этой постановке.

– Это синтетический балет, с добавлением лучшего из многих жанров. Например, из цирка – тигры и акробатическая хореография, из оперы – массовые хоровые сцены, из спорта – боевые искусства и умение обращаться с оружием – мечами, копьями. Всему этому нас научил Георгий Ковтун. Сам он мастер во многих этих умениях. Было огромным удовольствием работать с ним и всеми создателями шоу.

– Балет «Ледяная дева», фрагмент из которого вы исполните, не столь известен, как «Спартак».

– Этот балет великого Федора Лопухова на музыку Грига, премьера которого состоялась в 1927 году, сейчас не идет ни в одном театре. И мы счастливы, что можем ознакомить ценителей балетного искусства с фрагментом из уже несуществующего целого.

– До пандемии во многих странах были популярны уроки балета для взрослых. Что может получить для себя взрослый человек, занимаясь у станка?

– В нашей студии «Парад балет» занимаются не только дети, но проходят и занятия классическим танцем для взрослых. Мы готовим учеников к освоению основных упражнений у балетного станка. А также обмениваемся знаниями о балете и впечатлениями от посещения спектаклей – и в беседах, и во время выполнения упражнений, когда рассказываем о том, как эти элементы удаются на сцене. Мы учим делать и сложные элементы, например, 32 фуэте. Но начинаем с одного или даже с половины – чтобы голова не закружилась. Всему надо учиться постепенно.

– «Все начиналось с фуэте», – написал Валентин Гафт в стихотворении, посвященном Екатерине Максимовой... Расскажите, пожалуйста, о вашей работе в жанре современного танца. Насколько сложно войти в эту культуру артистам, воспитанным в классической традиции?

– «Современный танец сложнее всего начать» – так можно ответить на ваш вопрос, перефразировав фразу петербургского композитора и пианиста Олега Каравайчука. Он сказал ее о современном искусстве...

Нам очень повезло – в 2017 году представилась возможность поработать с израильским балетмейстером Роем Ассафом в Тель-Авиве и поставить вместе балет «Гамма» на музыку Каравайчука. Премьера прошла в Эрмитаже на вечере, посвященном годовщине со дня смерти композитора. И уже в 2018 году мы с Ириной изучали и репетировали одноактный балет для двоих исполнителей «Шесть лет спустя» в Парижской консерватории вместе со студентами факультета современного танца. Для них хореография Роя была обязательна для изучения в выпускной программе исполнительского отделения. После этого мы опять полетели в Тель-Авив и уже вместе с Роем шлифовали современный танец и «дожаривали» его, если можно так сказать, до хрустящей корочки.

В итоге получилась программа «Музыка/Танец», которую мы посвятили памяти Олега Каравайчука и нашей дружбе с любимым музеем – Эрмитажем. Мы считаем, что этой программой, в которой также танцуют наши друзья – солисты балета Михайловского театра, мы вывели современный танец в Петербурге на абсолютно новый уровень.

– Марат, я часто встречала вас с Ириной в Эрмитаже. Ваша любовь к этому музею, к изобразительному искусству – из детства, от бабушки, историка искусства?

– Конечно, моя любимая бабушка во многом способствовала тому, чтобы я полюбил живопись.

– Как вам с Ириной удается сохранять идеальную форму в течение многих лет?

– Спасибо за комплимент. Идеал недостижим, как известно. Нам приятно, если мы производим такое впечатление. Балет как физическая нагрузка позволяет держать себя в форме. Постоянный тренинг, необходимость отрабатывать те или иные движения и тратить на это силы, вырабатывается выносливость. Все знают, что красота требует жертв. Ее нужно вытачивать постепенно, каждодневно, упорно занимаясь, совершенствуя тело. Похоже на то, как мастер создает скульптуру из камня, отсекая, как говорил Микеланджело, все лишнее.

– Знаю, что руководители многих театров опасались, что зритель после отмены карантина к ним поначалу не побежит – по психологическим причинам. Но, как видим, в театрах зачастую аншлаги. Чем вы это можете объяснить? Любовь к театру сильнее вируса?

– Это сложный вопрос. Но думаем, что да – настоящая любовь всегда сильнее страха.

#балет #интервью #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (6803) от 11.11.2020 под заголовком «Все начиналось с фуэте...».


Комментарии